Статьи : Телефония / Радиотелефония / Алтай, Карт-4 /Система подвижной радиотелефонной связи АЛТАЙДобавлено пользователем RN6LMR 09.01.2013 в 08:10.
Изменено пользователем RN6LMR 23.01.2024 в 20:27. |
Содержание:
С чего начинался «Алтай» Система «Алтай-1» Система «Алтай-3» Система «Алтай-3М» Система «Алтай-3СМ» Связь «Алтай» в различных городах Заключение Документация Литература Ссылки С чего начинался «Алтай»В середине 1950-х годов высокая правительственная делегация СССР была с визитом в Японии. По возвращении домой один из участников делегации, член ЦК КПСС сообщил, что высокие чиновники Японии прямо из автомобиля имеют связь с правительством. Сразу же встал вопрос: «А почему нет такой связи в Советском Союзе?» Доложили Генеральному секретарю ЦК КПСС Никите Сергеевичу Хрущеву. Было решено создать аналогичную систему для обеспечения тех же видов связи и у нас.Когда разобрались, оказалось, что это была обычная, применяемая и у нас, простая симплексная система диспетчерской связи, в которой радиоабонент с помощью оператора (диспетчера) соединялся либо с другим радиоабонентом, либо с абонентом телефонной сети. Причем соединяемые абоненты вели переговоры по очереди. Но об этом наши чиновники не знали. В конце 1950-х годов было подписано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке новой системы радиотелефонной УКВ-связи, в которой разработчиками этой системы были назначены Государственный специализированный проектный институт (ГСПИ, г. Москва), завод «Красная заря» (г. Ленинград), НИИ-56 (г. Ленинград) и воронежский НИИ связи (ВНИИС). Опытно-конструкторская разработка получила шифр «Алтай-1». Главными конструкторами были назначены: от ГСПИ — Моисей Абрамович Шкуд; от ВНИИС — Леонид Николаевич Моргунов; от завода «Красная заря» — Михаил Ильич Иоффе; от НИИ-56 — Сергей Иванович Иванов. ГСПИ стал головным разработчиком системы, ему поручалась разработка антенного хозяйства для передатчиков и приемников базовой станции, организация опытного района системы в Москве. За заводом «Красная заря» — коммутационное оборудование для стыковки базовых станций с действующей телефонной сетью, за НИИ-56 — генераторное оборудование. За воронежским НИИС — выбор принципов работы системы, разработка алгоритма работы системы, выбор сигналов взаимодействия в радиоканале для стыка абонентских радиостанций через центральную радиостанцию с коммутационным оборудованием, центральная (базовая) радиостанция ЦС и абонентская радиостанции (АРС). Учитывая то, что «Красная заря» специализировалась на разработках коммутационных устройств с применением слаботочных реле и не имела опыта работ со схемными решениями в радиосвязи, ВНИИС пришлось взять на себя разработку блоков пяти- и двухчастотных приемников сигналов взаимодействия (ПРВ-5 и ПСВ-2) для преобразования их в удобные выходы на слаботочные реле. Поэтому получилось так, что основной груз разработки системных вопросов, алгоритма работы системы, а также всех блоков, не относящихся к традиционной коммутационной технике, пришлось решать инженерам Воронежского НИИ связи. Система «Алтай-1»Разработка системы «Алтай-1»Разработку системы по правительственному постановлению пришлось начинать с нуля. Четкого технического задания (ТЗ) на разработку системы не было — надо было обеспечить связь «как в Японии». Поэтому первый этап разработки (аванпроект) представлял собой выбор способов построения системы, проработку основных соединений, разработку алгоритма работы системы (сигнального кода), и в результате утверждение ТЗ.На этапе аванпроекта опытно-конструкторской работы «Алтай-1» возник вопрос о создании единой координированной системы связи, объединяющей многочисленные разрозненные сети. Более того, встал вопрос об учете ее в единой автоматизированной системе связи страны, что сразу предопределило применение дуплексного режима связи (одновременный обмен информацией абонентов, как в телефонии). Как результат, одним из путей существенного повышения эффективности использования частотных каналов связи в подвижной радиотелефонной УКВ-связи стало предложение создать многоканальную систему радиосвязи с равнодоступными каналами, с автоматическим выходом в телефонную сеть общего пользования, в которой любой подвижный радиоабонент может вести переговоры на любом свободном канале из выделенной для системы группы каналов. Аналогичный принцип использования каналов применялся в телефонии. С учетом статистических характеристик организации связи и ее проведения, по известным из теории массового обслуживания закономерностям можно обеспечить оптимальное использование канала: осуществить его максимальную загрузку при допустимых потерях. Созданию такой системы предшествовала работа по обоснованию и выбору ее характеристик, которые в обычных системах подвижной УКВ-радиосвязи с раз и навсегда установленными каналами не являлись типичными. Эти характеристики наложили определенные новые требования на аппаратуру. Сейчас множество технических и организационных вопросов, с которыми приходилось сталкиваться разработчикам системы «Алтай-1», кажутся мелкими и наивными. Например, сейчас решения при разработке радиостанции довольно стандартные: берутся готовые «чипы» приемника и синтезатора, таблетка усилителя мощности передатчика, выбирается управляющий микроконтроллер, пишется программа для алгоритма работы системы — основа радиостанции готова. А разработчикам системы и аппаратуры «Алтай-1» в середине прошлого века пришлось столкнуться с целым рядом совершенно новых проблем, причем большинство из них пришлось решать одновременно, так как многие из них зависели друг от друга. Это, во-первых, выбор способа построения системы, проработка основных видов соединений, разработка алгоритма работы системы (сигнального кода). Во-вторых, выбор оптимального количества радиоканалов в многоканальной системе с точки зрения максимального коэффициента их использования. Кроме того, это выбор способа передачи в радиоканале сигналов взаимодействия (команд) с учетом времени организации соединений; выбор принципов организации входящих (к абонентским станциям, АРС) и исходящих (от АРС) соединений; определение перечня абонентов, которым необходимо обеспечить соединения; согласование способов совместной работы в системе «Алтай-1» коммутационного оборудования, генераторного и радиооборудования и т. п. Один из основных вопросов, который возник при построении многоканальной системы с равнодоступными каналами — вопрос о числе каналов в стволе. Очевидно, чем большее число равнодоступных каналов может использоваться, тем большее число абонентов может быть обслужено одновременно. Однако простое увеличение числа равнодоступных каналов не всегда целесообразно. Система радиосвязи почти всегда является системой с потерями, то есть абонент получает отказ в обслуживании, если вызов от абонента приходит в момент, когда все каналы заняты. Теория массового обслуживания позволяет рассчитать пропускную способность (трафик) при заданных потерях и числе каналов. Расчеты показывают, что по мере увеличения числа равнодоступных каналов в пучке пропускная способность сначала быстро растет, но, начиная с 8–12 каналов, рост существенно замедляется. В то же время радиооборудование с увеличением числа каналов усложняется. В связи с этим для разработки системы «Алтай» было принято решение формировать один высокочастотный ствол из 8 радиоканалов. При этом в значительной мере реализуются преимущества системы с равнодоступными каналами, а оборудование усложняется в приемлемых пределах. Расчеты показали, что система из 8 каналов может обслужить в час наибольшей нагрузки 175 разговоров со средней длительностью 2 минуты каждый при потерях порядка 7%. При увеличении допустимых потерь до 15–20% такая система может обслужить уже 250–300 разговоров. Для увеличения числа обслуживаемых абонентов необходимо устанавливать несколько стволов. Процесс вхождения в связь в многоканальной системе всегда начинается с определения свободного канала и взаимного обмена сигналами вызова и установления связи. Имеются различные варианты построения системы в зависимости от способа вхождения в связь: сигнал вызова для связи и сообщение о том, на каком канале будет осуществляться связь, может передаваться либо по отдельному вызывному каналу, либо по дежурному каналу (например, ближайшему по порядку нумерации), либо, наконец, по любому свободному в данный момент каналу. При выборе способа организации связи в системе было рассмотрено и оценено четыре способа организации связи с учетом длительности нахождения сигналов взаимодействия в эфире. Необходимо было организовать полностью автоматизированные соединения в многоканальной системе с набором вызываемых номеров, причем учесть дополнительную нагрузку, которую создает обмен сигналами взаимодействия на систему, что приводит к увеличению отказов в соединениях. Также при выборе способа организации связи учитывалось, что исходящих связей (от подвижных абонентов) обычно гораздо больше, чем входящих (60–70% к 40–30%). Рассмотренные способы связи отличаются друг от друга организацией вызова во взаимодействии с каналами связи. Расчеты вероятности потерь вызова показали, что наилучшими в этом смысле характеристиками обладает способ, где любой свободный канал может быть вызывным. Этот способ и был применен при разработке алгоритма работы системы «Алтай-1». В этом способе вызывными могут быть все свободные от связи каналы, которые обозначаются сигналом «свободно». В режиме дежурного приема все абонентские радиостанции (АРС) с помощью системы автоматического поиска вызывного канала (АПВК) переключаются по каналам с включенным анализатором сигнала «вызов». При входящей связи с одного из свободных от связи каналов центральной станции снимается сигнал «свободно» и посылается сигнал «вызов» в сторону АРС. С помощью АПВК АРС находит этот канал, принимает сигнал «вызов», останавливается на нем, передает на ЦС команду «занято». Центральная станция принимает команду «занято» и снимает сигнал «свободно». АРС организовывает связь. При исходящей связи абонент АРС снимает трубку, чем выключает анализатор сигнала «вызов» и включает анализатор сигнала «свободно». АРС с помощью АПСК находит первый канал, обозначенный сигналом «свободно», останавливается на нем и посылает сигнал «занято». На ЦС прием сигнала «занято» служит командой для снятия сигнала «свободно» с этого канала. АРС организовывает связь. Отказы при организации связи любым способом происходят как при занятости вызывных каналов, так и при отсутствии свободных связных каналов. Подробный анализ показал, что при фиксированном суммарном времени занятия канала сигналами управления выбранный способ имеет максимальную по отношению к другим способам пропускную способность. Следующим этапом стал выбор сигналов взаимодействия в радиоканале. Во время разработки «Алтая» еще не было микропроцессоров, цифровая техника только начинала находить свое главенствующее место в радиосвязи, поэтому было принято решение обмен сигналами взаимодействия вести тональными частотами, тем более что при проектировании системы возможно разнесение оборудования на значительные расстояния, а они могут соединяться между собой обычными телефонными линиями для передачи стандартных для телефонии звуковых сигналов в диапазоне 300–3400 (или 3000) Гц. В «Алтае» было решено в качестве сигналов взаимодействия в радиоканале использовать тональные частоты в диапазоне телефонного звукового сигнала. Для этого была разработана специальная сетка частот с шагом 34 Гц в диапазоне от 1003 до 2397 Гц, исключающая интермодуляционные помехи. Всего 42 частоты: 30 для кодирования вызывного номера АРС от ЦС (одновременно 3 из 30); 10 для циркулярного вызова АРС от ЦС; по одной для сигналов «маркер» и «отбой». От АРС к ЦС передавалось 7 частот: 5 для кодирования цифр номеронабирателя (одновременно 2 из 5), одна для сигнала «отбой» и последняя для «подтверждения приема сигнала вызова» или «занятия канала». Сигналы взаимодействия в радиоканале Избирательный вызов осуществляется одновременной передачей трехчастотной комбинации из набора частот F1—F30. Передача избирательного вызова
Передача АРС цифр номера вызываемого абонента АТС осуществляется одновременной передачей двухчастотной комбинацией из набора частот F21, F22, F24, F25, F30. Передача номера вызываемого абонента
По мимо вышеперечисленных сигналов, передаваемых от КО к АРС и от АРС к КО, также осуществляется передача сигналов абоненту от АТС. Это звуковые сигналы "Занято", "Линия свободна", "Посыл вызова". Сигналы в речевом канале от АТС
Сигнал предупреждения об окончании времени разговора передается за 20 сек. до окончания времени разговора, если его длительность ограничена. Для генерирования и приема частот сигналов взаимодействия в устройствах передачи и приема было решено использовать электромеханические фильтры (ЭМФ). Специально была создана группа по разработке электромеханических фильтров на все 42 частоты (Ю. Снежко, Г. Филатов, Б. Морщак, М. Манеркин, В. Цымбалюк и др.). Эти фильтры были применены в автоматике абонентских устройств и центральной станции, а также в генераторном оборудовании разработки НИИ-56 и в блоках приемников разработки ВНИИС для коммутационного оборудования завода «Красная заря». Надо сказать, что разработанные ЭМФ, в дальнейшем модернизированные (в аппаратуре системы «Алтай-3М» взамен были разработаны малогабаритные пьезоэлектрические ЭМФ), нашли применение в большом количестве различных изделий. На качество работы систем большое влияние оказывают флуктуации и замирания принимаемого сигнала, обусловленные соответственно многолучевым характером распространения радиоволн в условиях пересеченного городского ландшафта и экранирующим действием крупных строений, впадин, холмов и т. д. В значительной степени флуктуации принимаемого сигнала влияют на надежность передачи сигналов вызова. К устройствам передачи и приема сигналов вызова предъявляются два противоречивых требования. С одной стороны, длительность сигналов вызова (сложность кода) должна быть такой, чтобы исключить ложное образование сигналов за счет воздействия помех. Помехами в данном случае являются речевые сигналы и шумы приемника, соизмеримые по величине с сигналами вызова. С другой стороны, флуктуации амплитуд принимаемого сигнала приводят к пропаданию сигналов вызова, и чем больше длительность сигнала вызова, тем вероятнее его дробление, а следовательно, и пропадание. Для обеспечения высокой надежности установления связи время передачи каждой команды системы «Алтай-1» было установлено в 2–3 секунды. В этом случае время набора с кнопочной тастатурой АРС телефонного номера из 6—7 цифр составляло 15—20 секунд, что было сопоставимо с временем набора обычным в то время телефонным аппаратом с дисковым номеронабирателем. Многоканальные системы с равнодоступными каналами объединяют все центральные передатчики в одном передающем центре — центральной станции (ЦС). Так как при этом антенны передатчиков и приемников ЦС размещены достаточно близко, то за счет взаимных наводок выходных каскадов передатчиков и входных каскадов приемников возникают перекрестные помехи. Для ослабления таких помех была очевидна необходимость дополнительных мер. В системе «Алтай» для снижения внеполосных и перекрестных помех на выходах передатчиков предполагалось поставить высокодобротные фильтры в виде коаксиальных резонаторов. При установке антенн также принимались меры по увеличению затухания между ними. Перекрестные помехи входных цепей приемника подвижной абонентской станции при одновременном воздействии на вход нескольких сигналов, лежащих в полосе пропускания ВЧ цепей приемника, могут быть особенно велики, когда абонентская радиостанция находится вблизи центральной станции. Такие помехи особенно опасны тем, что могут создавать ложные вызовы. Для устранения помех этого вида в системе «Алтай» выбран режим непрерывного излучения всех передатчиков ЦС с одинаковым уровнем сигнала. Сигнал каждого канала в этом случае подавляет перекрестную помеху. Кроме того, на ЦС используются антенны с диаграммой направленности в вертикальной плоскости, что позволяет значительно снизить уровень помех на входе приемников АРС. В обратном направлении, от АРС к центральной станции, для приемников ЦС условия приема могут быть хуже из-за нахождения передатчиков АРС во время ведения связи на разных расстояниях от ЦС, особенно, когда несколько АРС находятся вблизи антенн ЦС. Первые опытные испытания системы «Алтай-1»Для создания опытного района системы «Алтай-1» в Москве и проведения испытаний было выпущено специальное Постановление ЦК КПСС и Правительства СССР, по которому для размещения коммутационного, генераторного и стационарного радиооборудования были выделены и переданы головному институту ГСПИ помещения на 29, 30 и 31 этажах высотного здания на Котельнической набережной в Москве, а также определено место для установки станции линейной связи на трассе «Москва — Тула».Были выделены 8 пар дуплексных частот (один ствол) для центральной станции, 2 пары — для линейной связи и 200 телефонных номеров Московской городской АТС. Для установки абонентских радиостанций (АРС) были выделены 30 новых автомобилей «Волга». Установка пульта системы «Алтай» в кабине «Волги» Головную роль в организации и проведении испытаний выполнял ГСПИ (главный конструктор — М. А. Шкуд, а также М. Н. Бирман, Г. З. Рубин, А. Х. Коновалов и др.). Для проведения первых стыковочных испытаний системы в 1962 — начале 1963 года разработчиками были изготовлены и размещены на шпиле высотного здания на Котельнической набережной антенны центральной станции (ЦС). Радиооборудование ЦС (2 стойки на 2 радиоканала) было размещено на 31 этаже, генераторное (одна стойка) и коммутационное (комплект блоков на 10 номеров АТС) оборудование — на 30 этаже. Антенны линейной связи — на мачте релейной станции на высоте около 40 метров, радиооборудование для линейной связи на один радиоканал было размещено в здании рядом с мачтой релейной станции. ВНИИС изготовил 3 абонентские радиостанции. Целью испытаний была проверка работоспособности системы и аппаратуры в комплексе. Испытания показали правильность выбора алгоритма системы. Удалось организовать все виды связей: связь между АРС, автоматическую входящую и исходящую связь с телефонными абонентами АТС, организацию радиоконференций с помощью групповых (циркулярных) вызовов, организацию линейной связи в движении с передачей сигнала от АРС от одной центральной (базовой) станции на другую. В процессе этих испытаний система «Алтай» впервые в мире продемонстрировала все виды подвижной автоматизированной радиосвязи, которые мы сейчас, спустя два десятилетия, называем «сотовой», не задумываясь, кто был «пионером» в этой области. Именно 1963 год — год рождения в нашей стране системы «Алтай», прообраза «сотовой» системы связи. Выявились, конечно, некоторые неточности в алгоритме системы, но, главное, к этому времени во ВНИИС уже были большие наработки по абонентским станциям: разработаны функциональные элементы, в которых были размещены схемы усилителей высокой, промежуточной и низких частот, кварцевых генераторов и др., проработаны новые, более современные варианты конструкции АРС, с точки зрения монтажа, эргономики и дизайна. Поэтому комиссия приняла решение оставить аппаратуру системы в опытной эксплуатации в ГСПИ для набора статистики, определения тонких мест в алгоритме работы системы, а разработчикам устранить недостатки, выявленные в ходе испытаний. ВНИИС же должен был в 1964 — начале 1965 года изготовить с учетом наработок 30 АРС и представить их на Государственные испытания. Государственные испытания системы «Алтай-1»В начале 1965 г. все разработчики устранили замечания комиссии по результатам испытаний в опытном районе, доработали и поставили в ГСПИ аппаратуру системы для организации госиспытаний. Полный комплект антенн был установлен на шпиле высотного здания на Котельнической набережной. Радиооборудование центральной (8 стоек на 8 радиоканалов) и линейной станций (2 стойки на 2 радиоканала) было размещено на 31 этаже, генераторное (одна стойка) и коммутационное (3 стойки на 200 номеров Московской ГАТС) оборудование — на 30 этаже, а пульты диспетчеров — на 29 этаже.Для испытаний линейной связи радиооборудование линии связи было размещено: 2 стойки на 2 радиоканала на 30 этаже здания на Котельнической набережной и 2 стойки на 2 радиоканала в помещении релейной станции под городом Тула, а антенны ЛС — на мачте релейной станции на высоте около 40 метров. Монтаж антенн, оборудования и соединительных кроссов проводил ГСПИ с участием всех разработчиков. ВНИИС изготовил и представил на Государственные испытания 30 штук новых АРС, 20 из которых были установлены на автомашины. Все автомобили имели номера «МУРовской» серии, то есть МВД, а водители — настоящие или бывшие работники спецслужб либо водители «больших государственных» людей. Часто постовые, видя необычные антенны на автомобилях, отдавали честь машинам во время испытаний. Госиспытания были проведены летом 1965 года. Связь в Москве обеспечивалась внутри Окружной дороги практически везде, а по отдельным направлениям до 50–60 км. Конечно, были зоны «тени», например, район Битцевского парка, наиболее удаленный от Котельнической набережной и расположенный в низине. Даже когда центральную станцию установили на Останкинской телебашне, а антенны на высоте 330 метров, связь в районе Битцевского парка все равно была на пределе. Конечно, при испытаниях возникали и не очень приятные моменты. Так, коммутационное оборудование никак не хотело без сбоев принимать от АРС одинаковые цифры подряд при быстром наборе номера: номер 202-66-55 принимало как 202-6-5. В. М. Кузьмину вместе с Ларисой Васильевной Рыбалко поручили разобраться с этим вопросом. Оказалось, что «виновато» время нарастания и затухания колебаний электромеханических фильтров в АРС, генерирующих сигналы набора номера — для ускорения набора номера абоненты следующую кнопку нажимали как можно быстрей, без паузы, в результате не успевшие выключить сигнал фильтры генерировали колебания тоже без паузы, как одну цифру вместо двух. Недостаток убрали без увеличения времени посылки вызова: стали запирать выход генераторов набора номера во время начала набора номера на 0,3 с (то есть ввели незаметную для человека паузу), и вопрос был решен. Когда включили в систему много (более 20) абонентских станций, то обнаружили, что каналы на коммутационном оборудовании стали «зависать», то есть исключаться из системы. И так же часто «зависала» и вся система. Оказывается, в какие-то моменты при окончании связи станция не посылала сигнал «отбой», который освобождал канал для следующей связи. Оказалось, что водители, хитрецы, тоже внесли свою лепту в систему тихим «рацпредложением»: чтобы не вставлять трубку в трубкодержатель по окончании сеанса связи, после чего посылался сигнал «отбой» и АРС была готова к организации следующей связи, они в целях экономии времени (на 3-4 с) в режиме переговоров выключали и включали питание АРС. Прежний канал «зависал», а АРС организовывала связь на новом канале. Пришлось в АРС ввести режим, по которому в случае выключения питания АРС в режиме переговоров автоматически посылался сигнал «отбой», канал освобождался, и только потом АРС выключалась. И «зависания» прекратились навсегда. Уже в это время через систему «Алтай-1» был проведен первый мобильный репортаж «в прямом эфире» о встрече Фиделя Кастро в аэропорту и проезде его в Кремль. Вел репортаж известный политический обозреватель Юрий Валентинович Фокин, а в машине сопровождения ехали наши сотрудники О. Д. Фомин и В. С. Гришин. В результате система «Алтай-1» обеспечила организацию и проведение всех видов связей по техническому заданию: исходящих и входящих соединений абонентов между собой и с абонентами городской и междугородней телефонных сетей, с диспетчерами, групповых вызовов, организацию линейной связи. Дальность связи с хорошим качеством связи по отдельным направлениям была до 50–60 км. Государственная комиссия постановила:
Организация серийного выпуска и эксплуатации системы «Алтай-1»Ленинградские заводы «Красная заря» и «Дальняя связь» организовали серийное производство коммутационного и генераторного оборудования на своих заводах. Хорошо, что у них была необходимая технологическая и производственная база, поэтому внедрение в серийное производство прошло без трудностей.Радиооборудование и антенное хозяйство всех компонентов системы по приказу нашего Министерства должно было серийно выпускаться на строящемся Молодечненском заводе «Спутник» в Белоруссии, которому правительство республики передало корпус, строившийся для производства пряжи. Наш первый десант на завод (О. Д. Фомин и В. В. Гребенщиков — технолог) выяснил, что на заводе нет многих видов технологических процессов и производств, о чем и было доложено в Министерстве. И они были быстро включены в план развития завода. Большое внимание становлению завода уделяло не только наше министерство, но и правительства СССР и Белоруссии в целом. Надо сказать, что внедрение радиоаппаратуры системы «Алтай-1» на Молодечненском заводе «Спутник» стало хорошей школой для роста квалификации специалистов воронежского Института связи, принимавших в этом участие. Ведь, по сути, завод родился и вырос на аппаратуре ВНИИС. Директор Константин Яковлевич Петров, главный технолог Вера Иосифовна Вигура, начальник ОТК Павел Сергеевич Копьев и др. специалисты неоднократно приезжали в Молодечно для решения ряда организационных и технических вопросов. Особенно хорошее взаимопонимание возникло, когда директором завода стал Иван Никитович Гуров, который, зная все узкие места производства, оказывал нам всяческое содействие при внедрении, иногда даже вопреки мнению своих специалистов. Главным инженером завода был Вольдемар Мордухович Базелянский (по-простому — Владимир Михайлович), переведенный для укрепления из Оршанского завода «Красный Октябрь». При нем и был организован серийный выпуск оборудования и его поставка потребителям. К 1970 году главным инженером завода стал Рубен Аркадьевич Чубаров, с которым долгие годы внедрялись все модификации наших изделий. В 1967–68 годах систему «Алтай-1» ввели в эксплуатацию, кроме Москвы, в Киеве, Воронеже, Ленинграде и Ташкенте. Самыми активными заказчиками и потребителями системы стали строители: в Воронеже — «Оргтехстрой-4», в Киеве — «Главкиевгорстрой». Поэтому некоторая часть абонентских станций была все-таки установлена не только у руководящих работников, но и на автомобилях производственного назначения: самосвалах, цементовозах и пр. Часть АРС устанавливалась на машинах руководящих работников не только строительных организаций, но и городских, областных партийных и исполнительных комитетов. В Москве АРС стояли на машинах членов ЦК КПСС, Моссовета, маршалов и др. В Киеве АРС стояла у первого секретаря ЦК Украины Щербицкого. Служба эксплуатации в Киеве контролировала работу своих водителей и иногда записывала для контроля на магнитофон переговоры по эфиру. Однажды они записали страшный «разнос», как оказалось, устроенный Щербицким кому-то из руководителей города. Разнос был в такой грубой форме, что, во избежание неприятностей, разговор немедленно стерли. Естественно, при эксплуатации систем «Алтай-1» во всех городах возникали негативные ситуации, которые могли привести к дискредитации системы. Поэтому по инициативе главного инженера А. П. Биленко был выпущен Приказ министра промышленности средств связи о создании комиссии из разработчиков, представителей заводов-изготовителей аппаратуры системы и представителя Главка для обследования эксплуатационных служб. В основном, комиссии пришлось заниматься разъяснением принципов работы системы и аппаратуры, особенно коммутационного оборудования и абонентских станций. Но были и интересные моменты. В Киеве часто стали перегорать выходные лампы передатчиков с выходной мощностью 50 Вт. Поэтому лампы приходилось менять буквально через несколько дней, а то и часов, непрерывной работы. Оказалось, что КСВ антенн ЦС выходило за пределы нормы. Пришлось ГСПИ перенастраивать согласующие устройства антенн до величины КСВ 1,2–1,3, после чего передатчики стали работать устойчиво, без выхода ламп из строя. Во всех городах антенны перенастроили, и эту процедуру при вводе систем в эксплуатацию пришлось записать в инструкцию по эксплуатации, как одну из основных. А в Ташкенте был вообще уникальный случай. Монтаж аппаратуры и запуск системы производился местными силами. Были постоянные жалобы на плохое качество связи, ложные вызовы и малую дальность связи, вплоть до сотен метров. Когда разобрались, у специалистов волосы, что называется, встали дыбом: антенные кабели были присоединены к разъему передатчика без разъема на антенном кабеле (разъемы были поставлены заводом, но их просто не распаяли), то есть зачистили кабель, центральную жилу вставили в разъем, а оплетку кабеля привязали к разъему проволокой, причем на некоторых каналах проводники оплетки замыкали на центральную жилу. Привели кабели в порядок, система стала работать устойчиво, а дальность связи сразу стала 70–80 км, учитывая ровную местность. У истоков создания первой в мире многоканальной системы с равнодоступными каналами с автоматическим выходом в телефонную сеть общего пользования «Алтай-1» стояли все перечисленные в начале статьи предприятия, но основной вклад в разработку системных вопросов, алгоритма и сигнального кода системы «Алтай-1» внесли представители ВНИИС: главный инженер Антон Петрович Биленко и главный конструктор темы «Алтай-1» Леонид Николаевич Моргунов. Следует отдельно отметить их роль в решении системных и технических вопросов при разработке системы «Алтай-1», в инициировании перспективных решений при конструировании аппаратуры. Антон Петрович Биленко сам был инициатором нового и всегда поддерживал аналогичные предложения. С таким предложением в 1968 году разработать полностью на транзисторах перспективный образец абонентской станции «Алтай АС-1М» с объемом и весом в 5 раз меньше выпускаемой к нему обратилась инициативная группа (Л. Н. Моргунов, В. М. Кузьмин, М. А. Герман, О. Д. Фомин), и оно было принято. Работа выполнялась во внеурочное время, в субботние и воскресные дни. В разработке принимали также активное участие Л. В. Д [ Все статьи ]
|