Донские Радиолюбители
Ограничение возраста
главная
новости
статьи
частоты
репитеры
радиоклубы
форум
ссылки
литература
RK6LZQ
Статьи

Статьи : Телефония / Радиотелефония / Кавказ /

Кавказ

Добавлено пользователем administrator 09.01.2013 в 10:20.
Изменено пользователем administrator 18.11.2016 в 15:34.
«Кавказ» — система специальной радиотелефонной подвижной связи долговременной криптостойкости. Применяется для обеспечения защищенной связью руководителей силовых структур, министерств и ведомств, руководителей всех ветвей власти, включая высших руководителей государства. Поэтому, антенны подвижной радиотелефонной связи "Кавказ" являются верным признаком принадлежности автомобиля к силовым структурам или высшим органам государственной власти. Подобна транковой связи с передатчиками, установленными на Останкинской башне и МГУ.
Модернизация и обслуживание системы осуществляется ФГУП МТУ «Альтаир». В составе системы насчитывается не менее семи подсистем различного назначения, имеющих индексы от «Кавказ-1» до «Кавказ-7», использующихся в разных условиях с разными целями. Они также устанавливаются на автомобили ГОН (Гаража Особого Назначения) и других ведомств..




Рис. 5. Настоящая антенна "Кавказ"

Рис. 8. Муляж антенны "Кавказ"

История

В 1960-х годах с целью дальнейшего развития сетей правительственной связи в СССР профильными НИИ был проведён ряд научно-исследова­тельских работ по созданию принципиально новой автоматизи­рованной системы связи «Кавказ» с гарантированным шифрованием информации от абонента до абонента.

Межведом­ственная комиссия, назначенная решением Комиссии Президиу­ма СМ СССР по военно-промышленным вопросам (далее — ВПК) от 4 сентября 1970 года, одобрила предложенные принци­пы построения новой системы правительственной связи в составе сетей междугородной свя­зи, полевой связи и радиосвязи с подвижными объектами.

10 февраля 1971 года коллегия КГБ рассмотрела вопрос «О мерах по развитию и совершенствованию прави­тельственной связи» и определила главную задачу — немедленное обеспечение руководителей государства высококачественной, бесперебойной, засекреченной связью при их нахождении в любом месте и в движении.

В системе условных обозначений, применяющейся сотрудниками правоохранительных органов при радиообмене для обозначения автомашины с антенной "Кавказ" выделена отдельная кодовая группа.

23 июля 1971 года совместным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР были приняты предложения КГБ, Минрадиопрома и Минсвязи СССР:
  1. о разработке единой системы правительственной связи «Кавказ» в расширенном составе следующих сетей связи:
    • «Кавказ-1» — стационарная сеть связи со службой специального коммутатора, обеспечивающая автоматическую междугородную телефонную и документальную связь с возможностью выхода абонентов на:
    • «Кавказ-2» — полевая сеть связи, реализованная на мобильных средствах, и предназначенная для организации телефонной и документальной связи в звене «Ставка-фронт-армия».
    • «Кавказ-3» — сети коротковолновой и ультракоротковолновой радиосвязи и спутниковой связи с большими (самолет, поезд, корабль) и малыми (автомобиль, вертолет, катер) подвижными объектами.
    • «Кавказ-4» — сеть ультракоротковолновой радиосвязи с малыми подвижными объектами в Москве и Московской зоне.
    • «Кавказ-5» («Кавказ-5П») — сеть автоматической городской телефонной связи в Московской зоне.
    • «Кавказ-6» («Кавказ-6М») — перевозимый узел связи для обеспечения закрытой и открытой правительственной связью высших руководителей при их пребывании в зарубежных странах, с комплексным использованием каналов проводной, коротковолновой и спутниковой связи.
    • «Кавказ-7» — постоянно действующий защищенный канал телекодовой связи с целью незамедлительного доведения информации о ядерном нападении до спецабонентов (главы государства, министра обороны, начальника Генштаба) независимо от их местонахождения и трансляции в систему централизованного боевого управления принятого решения (санкции) на организацию ответных действий (применение ракетно-ядерного оружия) — «ядерный чемоданчик».
  2. о создании комплекса технических средств системы «Кавказ» с предъявлением на государственные испытания опытного района сети «Кавказ-1» и комплекса средств сети «Кавказ-3» во втором квартале 1976 года, а опытного образца фронтового узла сети «Кавказ-2» — в третьем квартале 1976 года. Сеть связи «Кавказ-4» должна была быть спроектирована, создана и введена в эксплуатацию уже в 1973 году.

Генеральным заказчиком системы связи «Кавказ» был опре­делён КГБ, а ответственность за создание систе­мы в целом возложена на Минрадиопром СССР. Минсвязи СССР была поручена разработка по договору с КГБ при СМ СССР ге­неральной схемы сети «Кавказ-1».

Сеть связи «Кавказ-1», как и действующая сеть ВЧ связи, должна была создаваться на базе стандартных каналов тональной частоты (300—3400 Гц) со скоростью передачи информации 2400 бит/с, при которой информация может быть передана с требуемой потерей достоверности по любым составным каналам и по КВ радиоканалам. В качестве коммутационного оборудования была выбрана квазиэлектронная АТС с коммутационным полем на герконах и использованием для управления установлением соединений специального управляющего вычислительного комплекса на базе ЭВМ с записанной программой.

Сеть связи «Кавказ-1», абонентская емкость которой планировалась до 6000 номеров, должна была обеспечивать возможность обмена совершенно секретной телефонной, телеграфной, фототелеграфной информацией и предоставлять выделенной группе абонентов ряд дополнительных услуг связи (программированный вызов, сокращенный набор номера, громкоговорящая связь, автоответчик, запись разговора на магнитофон, повторный вызов и другие).

3 ноября 1972 года вышло постановление инстанций о создании в составе системы правительственной связи «Кавказ» перевозимого узла связи «Кавказ-6» для обеспечения руководителей государства шифрованной и открытой связью при их пребывании в зарубежных странах (летом 1973 года предстоял визит Л.И.Брежнева в США). При работе узла предусматривалось комплексное использование каналов проводной, коротковолновой и спутниковой связи.

В третьем квартале 1972 года началась опытно-конструкторс­кая работа по созданию сети связи «Кавказ-1». Промышленность приступила к разработке и изготовлению образцов аппаратуры и проектированию опытного района, который было решено раз­местить в Москве (центральная станция), Киеве (узловая и оконечная станции) и Львове (оконечная станция). В июне 1973 года центральный аппарат УПС КГБ при СМ СССР был временно перемещен в одно из административных зданий на улице Кржижановского и началось приспособление освободившихся поме­щений, а затем монтаж в них оборудования опытного района сети «Кавказ-1».

В то же время началось строительство нового служебно-технического здания для размещения оборудования перспективных сетей «Кавказ-1» (ЦАМТС) и «Кавказ-5», центральной станции действующей сети правительственной связи и одной из АТС сети правительственной городской связи, служб электропитания и жизнеобеспечения, а также подразделений центрального аппарата Управления.

С 18 по 25 июня 1973 года состоялся визит Л.И.Брежнева в США. Успешное создание в крайне сжатые сроки трёх перево­зимых узлов правительственной связи «Кавказ-6», не имевших аналогов в отечественной практике, позволило обеспечить де­легацию СССР в местах её пребывания на территории США целым комплексом видов шифрованной, а также открытой слу­жебной связи.

Очевидцы вспоминают, что наиболее сложной задачей явилось обеспечение связи с «литерным» самолётом на пути следования делегации в США и обратно. Первоначально предполагалось использовать КВ радиосвязь. Однако во время пробного технического рейса устойчивой связи по всей трассе полёта получить не удалось. К тому же работа радиостанции влияла на навигационные приборы самолёта, что могло отразиться на безопасности полёта. Было реше­но применить в комплексе систему связи «Татры» и спутниковую связь.

В то время в СССР для наблюдения за космическими аппаратами использовались три научно-исследовательских судна («Ака­демик Сергей Королёв», «Космонавт Юрий Гагарин», «Космонавт Владимир Комаров»), оборудованные системой спутниковой связи «Орбита». Эти суда дополнительно оснастили техническими средствами системы «Татры» и разместили в Атлантическом океане по трассе полёта самолёта. Находившиеся на нем специалисты УПС поочередно связывались со своими коллегами на судах по сис­теме «Татры», а те, в свою очередь, поддерживали связь с Моск­вой по системе «Орбита».

В 1975 году в Москве и московской зоне введена в действие сеть УКВ радиосвязи с малыми подвижными объектами «Кавказ-4» с использованием аппаратуры «Дельфин». Для подвижных объектов была создана абонентская станция «Девиз» с разработанной в 1971—73 годах и выполненной на полупроводниках и интегральных микросхемах радиостанцией «Верба». В комплекс оборудования «Кавказ-4» вошли также малогабаритная носимая радиостанция «Вьюн-К», работающая в диапазоне частот сети «Кавказ-4» по алгоритму радиостанции «Верба», радиостанции открытой дуплексной (центровая «Трос-Ц» и носимая «Трос-Н») и симплексной («Асбест-К») связи. Главным конструктором «Кавказ-4» был Л. Н. Моргунов.

Для обеспечения связью абонентов при их выезде в места, где отсутствуют сети подвижной радиосвязи, был создан работающий по алгоритму сети «Кавказ-4» перевозимый радиоцентр «Кедр» (приемопередатчик «Нива-П») коммутационное оборудование «Кура» с пультом оператора, аппаратура дистанционного управления и контроля, быстромонтируемые антенны). Постановлением инстанций от 12 марта 1975 года был утвержден перечень должностей руководящих работников, обеспечиваемых связью по сети «Кавказ-4».

С 1975 года началась эксплуатация модернизированных выездных узлов правительственной связи «Кавказ-6М», которые в дальнейшем неоднократно использовались при государственных визитах. Главным конструктором «Кавказ-6» был Л. Н. Моргунов.

В то же время ЦК КПСС и СМ СССР в совместном постановлении от 20 августа 1976 года «О дальнейших работах по созданию системы правительственной связи «Кавказ» отметили, что Министерством промышленности средств связи СССР работы в объеме, предусмотренном постановлением от 23 июля 1971 года, закончены только в части сетей связи «Кав­каз-4» и «Кавказ-5». Создание сетей «Кавказ-1», «Кавказ-2» и «Кавказ-3» ведется с отставанием от установленных сроков. В качестве важнейших работ на 1976-80 годы были определены:
  • уточнение тактико-технических требований на создание этих сетей;
  • завершение строительства и сдача под монтаж опытных объектов сетей «Кавказ-1» и «Кавказ-3» в третьем квартале 1977 года;
  • разработка и изготовление опытного комплекта оборудования сети «Кавказ-1» в четвертом квартале 1977 года, его монтаж, отладка и проведение комплексных испытаний опытного района этой сети во втором квартале 1979 года.

Срок предъявления на государственные испытания опытного района сети «Кавказ-1» и опытного образца оборудования сети «Кавказ-2» был перенесен на третий квартал 1979 года, а средств связи «Кавказ-3» — на второй квартал 1980 года.

Вместе с тем государственные испытания опытного района сети связи «Кавказ-1» вновь были перенесены на четвертый квартал 1980 года. Но и к этому сроку опытный район не был готов. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 декабря 1980 года проведение государственных испытаний опытного района сети «Кавказ-1», а также фронтового узла сети «Кавказ-2» было предусмотрено теперь уже в 1981 году.

В данный момент на автотранспорте применяются системы «Кавказ-4» и «Кавказ-9».

Антенна

Визуально наличие аппаратуры системы «Кавказ» на автомобиле определяется в первую очередь по специфической антенне. Антенна системы связи «Кавказ» представляет из себя толстый штырь (с набалдашником) длинной около 30 см., изготовленный из светлого металла и установленный на крыше автомобиля под углом примерно 60—70 градусов к поверхности на эбонитовом основании треугольного профиля. Настоящие антенны также можно отличить по характерным резиновым уплотнителям в районе соприкосновения основания антенны с кузовом. На рисунке с отметкой "5" изображена настоящая антенна. На рисунке с отметкой "8" — муляж. Стоимость оригинальной антенны составляет примерно 15 000 рублей.

Работа

На свободных каналах постоянно передаётся "маркер" с частотой 130 Гц.

Частоты

Система Кавказ работает на дуплексных парах частот 305 / 342 МГц.

Сигналы системы «КАВКАЗ»

kavkaz_342250.wav

Литература

  • http://ru.wikipedia.org
  • http://avtokanal.com/forum/6-632-1
  • http://www.cryptohistory.ru/book/chast-5-istoriya-sekretnoj-telefonii-v-sssr/513-nesbyvshayasya-kavkazskaya-mechta/
  • → 01:50 MSK. Пятница, 26 апреля 2024 г.
        Нашли ошибку? Сообщите вэбмастеру: wеbmаstеr@qrv.su.
    ◊  О проекте QRV.SU.
     Условия использования материалов сайта.
    © При перепечатке материалов ссылка обязательна.
    ® qrv.ru : 2005 — 2006
    ® qrv.su : 2008 — 2024
        Построено на mini.aCMS™.
    radionet
    web-ring: электроника, электронные компоненты и приборы Электроника, электронные компоненты и приборы Случайный Предыдущий Следующий Яндекс цитирования Коллективная радиостанция RK6LZQ радиоклуб Элита Каменск-Шахтинский Коллективная радиостанция RK6LWL радиоклуб Возрождение г. Донецк
    free counters