Статьи : Телефония / Радиотелефония / Кавказ /КавказДобавлено пользователем RN6LMR 09.01.2013 в 10:20.
Изменено пользователем RN6LMR 18.11.2016 в 15:34. |
«Кавказ» — система специальной радиотелефонной подвижной связи долговременной криптостойкости. Применяется для обеспечения защищенной связью руководителей силовых структур, министерств и ведомств, руководителей всех ветвей власти, включая высших руководителей государства. Поэтому, антенны подвижной радиотелефонной связи "Кавказ" являются верным признаком принадлежности автомобиля к силовым структурам или высшим органам государственной власти. Подобна транковой связи с передатчиками, установленными на Останкинской башне и МГУ.
Модернизация и обслуживание системы осуществляется ФГУП МТУ «Альтаир». В составе системы насчитывается не менее семи подсистем различного назначения, имеющих индексы от «Кавказ-1» до «Кавказ-7», использующихся в разных условиях с разными целями. Они также устанавливаются на автомобили ГОН (Гаража Особого Назначения) и других ведомств.. ИсторияВ 1960-х годах с целью дальнейшего развития сетей правительственной связи в СССР профильными НИИ был проведён ряд научно-исследовательских работ по созданию принципиально новой автоматизированной системы связи «Кавказ» с гарантированным шифрованием информации от абонента до абонента.Межведомственная комиссия, назначенная решением Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам (далее — ВПК) от 4 сентября 1970 года, одобрила предложенные принципы построения новой системы правительственной связи в составе сетей междугородной связи, полевой связи и радиосвязи с подвижными объектами. 10 февраля 1971 года коллегия КГБ рассмотрела вопрос «О мерах по развитию и совершенствованию правительственной связи» и определила главную задачу — немедленное обеспечение руководителей государства высококачественной, бесперебойной, засекреченной связью при их нахождении в любом месте и в движении. В системе условных обозначений, применяющейся сотрудниками правоохранительных органов при радиообмене для обозначения автомашины с антенной "Кавказ" выделена отдельная кодовая группа. 23 июля 1971 года совместным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР были приняты предложения КГБ, Минрадиопрома и Минсвязи СССР:
Генеральным заказчиком системы связи «Кавказ» был определён КГБ, а ответственность за создание системы в целом возложена на Минрадиопром СССР. Минсвязи СССР была поручена разработка по договору с КГБ при СМ СССР генеральной схемы сети «Кавказ-1». Сеть связи «Кавказ-1», как и действующая сеть ВЧ связи, должна была создаваться на базе стандартных каналов тональной частоты (300—3400 Гц) со скоростью передачи информации 2400 бит/с, при которой информация может быть передана с требуемой потерей достоверности по любым составным каналам и по КВ радиоканалам. В качестве коммутационного оборудования была выбрана квазиэлектронная АТС с коммутационным полем на герконах и использованием для управления установлением соединений специального управляющего вычислительного комплекса на базе ЭВМ с записанной программой. Сеть связи «Кавказ-1», абонентская емкость которой планировалась до 6000 номеров, должна была обеспечивать возможность обмена совершенно секретной телефонной, телеграфной, фототелеграфной информацией и предоставлять выделенной группе абонентов ряд дополнительных услуг связи (программированный вызов, сокращенный набор номера, громкоговорящая связь, автоответчик, запись разговора на магнитофон, повторный вызов и другие). 3 ноября 1972 года вышло постановление инстанций о создании в составе системы правительственной связи «Кавказ» перевозимого узла связи «Кавказ-6» для обеспечения руководителей государства шифрованной и открытой связью при их пребывании в зарубежных странах (летом 1973 года предстоял визит Л.И.Брежнева в США). При работе узла предусматривалось комплексное использование каналов проводной, коротковолновой и спутниковой связи. В третьем квартале 1972 года началась опытно-конструкторская работа по созданию сети связи «Кавказ-1». Промышленность приступила к разработке и изготовлению образцов аппаратуры и проектированию опытного района, который было решено разместить в Москве (центральная станция), Киеве (узловая и оконечная станции) и Львове (оконечная станция). В июне 1973 года центральный аппарат УПС КГБ при СМ СССР был временно перемещен в одно из административных зданий на улице Кржижановского и началось приспособление освободившихся помещений, а затем монтаж в них оборудования опытного района сети «Кавказ-1». В то же время началось строительство нового служебно-технического здания для размещения оборудования перспективных сетей «Кавказ-1» (ЦАМТС) и «Кавказ-5», центральной станции действующей сети правительственной связи и одной из АТС сети правительственной городской связи, служб электропитания и жизнеобеспечения, а также подразделений центрального аппарата Управления. С 18 по 25 июня 1973 года состоялся визит Л.И.Брежнева в США. Успешное создание в крайне сжатые сроки трёх перевозимых узлов правительственной связи «Кавказ-6», не имевших аналогов в отечественной практике, позволило обеспечить делегацию СССР в местах её пребывания на территории США целым комплексом видов шифрованной, а также открытой служебной связи. Очевидцы вспоминают, что наиболее сложной задачей явилось обеспечение связи с «литерным» самолётом на пути следования делегации в США и обратно. Первоначально предполагалось использовать КВ радиосвязь. Однако во время пробного технического рейса устойчивой связи по всей трассе полёта получить не удалось. К тому же работа радиостанции влияла на навигационные приборы самолёта, что могло отразиться на безопасности полёта. Было решено применить в комплексе систему связи «Татры» и спутниковую связь. В то время в СССР для наблюдения за космическими аппаратами использовались три научно-исследовательских судна («Академик Сергей Королёв», «Космонавт Юрий Гагарин», «Космонавт Владимир Комаров»), оборудованные системой спутниковой связи «Орбита». Эти суда дополнительно оснастили техническими средствами системы «Татры» и разместили в Атлантическом океане по трассе полёта самолёта. Находившиеся на нем специалисты УПС поочередно связывались со своими коллегами на судах по системе «Татры», а те, в свою очередь, поддерживали связь с Москвой по системе «Орбита». В 1975 году в Москве и московской зоне введена в действие сеть УКВ радиосвязи с малыми подвижными объектами «Кавказ-4» с использованием аппаратуры «Дельфин». Для подвижных объектов была создана абонентская станция «Девиз» с разработанной в 1971—73 годах и выполненной на полупроводниках и интегральных микросхемах радиостанцией «Верба». В комплекс оборудования «Кавказ-4» вошли также малогабаритная носимая радиостанция «Вьюн-К», работающая в диапазоне частот сети «Кавказ-4» по алгоритму радиостанции «Верба», радиостанции открытой дуплексной (центровая «Трос-Ц» и носимая «Трос-Н») и симплексной («Асбест-К») связи. Главным конструктором «Кавказ-4» был Л. Н. Моргунов. Для обеспечения связью абонентов при их выезде в места, где отсутствуют сети подвижной радиосвязи, был создан работающий по алгоритму сети «Кавказ-4» перевозимый радиоцентр «Кедр» (приемопередатчик «Нива-П») коммутационное оборудование «Кура» с пультом оператора, аппаратура дистанционного управления и контроля, быстромонтируемые антенны). Постановлением инстанций от 12 марта 1975 года был утвержден перечень должностей руководящих работников, обеспечиваемых связью по сети «Кавказ-4». С 1975 года началась эксплуатация модернизированных выездных узлов правительственной связи «Кавказ-6М», которые в дальнейшем неоднократно использовались при государственных визитах. Главным конструктором «Кавказ-6» был Л. Н. Моргунов. В то же время ЦК КПСС и СМ СССР в совместном постановлении от 20 августа 1976 года «О дальнейших работах по созданию системы правительственной связи «Кавказ» отметили, что Министерством промышленности средств связи СССР работы в объеме, предусмотренном постановлением от 23 июля 1971 года, закончены только в части сетей связи «Кавказ-4» и «Кавказ-5». Создание сетей «Кавказ-1», «Кавказ-2» и «Кавказ-3» ведется с отставанием от установленных сроков. В качестве важнейших работ на 1976-80 годы были определены:
Срок предъявления на государственные испытания опытного района сети «Кавказ-1» и опытного образца оборудования сети «Кавказ-2» был перенесен на третий квартал 1979 года, а средств связи «Кавказ-3» — на второй квартал 1980 года. Вместе с тем государственные испытания опытного района сети связи «Кавказ-1» вновь были перенесены на четвертый квартал 1980 года. Но и к этому сроку опытный район не был готов. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 декабря 1980 года проведение государственных испытаний опытного района сети «Кавказ-1», а также фронтового узла сети «Кавказ-2» было предусмотрено теперь уже в 1981 году. В данный момент на автотранспорте применяются системы «Кавказ-4» и «Кавказ-9». АнтеннаВизуально наличие аппаратуры системы «Кавказ» на автомобиле определяется в первую очередь по специфической антенне. Антенна системы связи «Кавказ» представляет из себя толстый штырь (с набалдашником) длинной около 30 см., изготовленный из светлого металла и установленный на крыше автомобиля под углом примерно 60—70 градусов к поверхности на эбонитовом основании треугольного профиля. Настоящие антенны также можно отличить по характерным резиновым уплотнителям в районе соприкосновения основания антенны с кузовом. На рисунке с отметкой "5" изображена настоящая антенна. На рисунке с отметкой "8" — муляж. Стоимость оригинальной антенны составляет примерно 15 000 рублей.РаботаНа свободных каналах постоянно передаётся "маркер" с частотой 130 Гц.ЧастотыСистема Кавказ работает на дуплексных парах частот 305 / 342 МГц.Сигналы системы «КАВКАЗ»kavkaz_342250.wavЛитература[ Все статьи ]
|