Донские Радиолюбители
16+
главная
новости
статьи
частоты
репитеры
радиоклубы
форум
ссылки
литература
RK6LZQ
Статьи

Статьи : Телефония / Проводная телефония /

История развития АТС

Добавлено пользователем RN6LMR 22.10.2015 в 07:00.

Этапы пути АТС

Absolutum obsoletum ("работает — значит, устарело") — так гласит один из основных законов современного постиндустриального общества. В полной мере этот закон справедлив для изобретенной скромным жителем Канзас-Сити, владельцем похоронного бюро Алманом Строуджером автоматической телефонной станции (АТС) с коммутацией каналов. Эта АТС послужила основой для создания современных телефонных сетей общего пользования (ТфОП), радикально изменивших за свою немногим более чем столетнюю историю жизнь на Земле.

Доисторический период

Древняя (в контексте данной статьи) история средств связи включает сигнальные костры и деревянные барабаны, изобретение голубиной почты и фельдъегерской связи, создание оптического телеграфа Шаппа и других средств, ставших элементами "суммы технологий" своего времени и важными вехами в истории цивилизации в целом.

На юге России до сих пор сохранились старинные курганы, с вершин которых некогда подавались световые сигналы. Днем, когда огонь был виден хуже, сигналом служил столб дыма, для чего сторожевым казачьим постам, расположенным на южных границах, предписывалось подбрасывать в костер сырые ветки. Точно так же сообщение о появлении у берегов Англии испанского флота в 1658 году было передано с юга Англии на север при помощи заранее подготовленных костров. Специальные вышки, на которых всегда лежала куча хвороста или соломы, строили и в Запорожской Сечи: цепь таких вышек позволяла передавать сигналы на значительные расстояния.

Однако коэффициент готовности оптической сигнализации сильно зависел от погодных условий и времени суток, и потому она значительно уступала сигнализации звуковой. Использование для передачи сообщений условного барабанного боя известно с незапамятных времен. Затем появились ружья, которые гремят громче барабанов, и в 1796 году известие о начале коронации императора Павла I было передано ружейными выстрелами 3000 солдат, расставленных на всем пути от Москвы до Петербурга. Пушки стреляли еще громче, чем ружья; в 1838 году сообщение об отходе первого парохода по новому каналу Эри было послано из Буффало в Нью-Йорк посредством пушечных выстрелов. Сигнал преодолел расстояние в 700 км и поступил в Нью-Йорк через 1 ч. 20 мин.

В это же время, в конце XVIII века, после опытов Гальвани и Вольта, положивших практическое начало науке об электричестве, начались работы, направленные на создание электрических средств связи. Первые из них касались передачи телеграфных сообщений. Наиболее примитивный способ телеграфии был основан на том, что две телеграфные станции соединяли между собой линиями связи, число которых было равно числу знаков алфавита, и каждый провод служил для передачи одного определенного знака. На этом принципе были построены электростатический телеграф Маршалла (Англия, 1753 г.) и электрохимический телеграф Земмеринга (Германия, 1809 г.).


Павел Львович Шиллинг
Для более экономичного использования проводов между станциями потребовалось изыскать более совершенные способы передачи данных. Одним из таких способов явился равномерный шестиэлементный код, созданный Павлом Львовичем Шиллингом — выпускником Первого кадетского корпуса в Петербурге, ветераном Отечественной войны 1812 года. Еще более совершенные системы телеграфирования обеспечивали получение сообщений в виде печатного текста. Первый буквопечатающий аппарат был изобретен эмигрантом из Германии академиком Петербургской Академии наук Борисом Семеновичем Якоби. Буквопечатающие аппараты Якоби успешно работали на подземной кабельной линии между Зимним дворцом и Главным управлением путей сообщения, а затем на кабельной линии Петербург — Царское село.

Однако, словно в насмешку над непростой судьбой Б. С. Якоби, контракт на закупку стрелочных синхронных аппаратов, ранее изобретенных им же, правительство Николая I заключило с прусским бизнесменом Вернером фон Сименсом. Впрочем, это весьма типично для истории отечественных телекоммуникаций: у тогдашнего российского правительства нашлось немало последователей, с той же легкостью из века в век вплоть до наших дней принимавших весьма похожие решения.

Телефонные станции

Сегодня все воспринимают как нечто само собой разумеющееся возможность связаться по телефону с людьми, являющимися пользователями самых разных местных и междугородных сетей. Но так было не всегда. К 1885 году в США существовало уже более 300 лицензированных телефонных компаний, а телефону было всего лишь девять лет. Начиная с этого времени и по 1907 год людям часто приходилось иметь два телефона: один для связи с абонентами Bell Telephone Company, а второй — для связи с людьми, жившими в городе, который обслуживала другая телефонная компания. Независимые телефонные компании и компания Bell не "разговаривали" друг с другом, между ними отсутствовало какое-либо взаимодействие. В 1910 году компания AT&T выдвинула стратегию взаимоувязанной телефонной связи, из которой выросла телефонная сеть общего пользования (ТфОП). В обмен на предоставление компанией AT&T такого универсального обслуживания Федеральное правительство США предоставило ей монополию на телефонную связь, которую затем неоднократно отбирало. Большая часть других стран избежала этого неудобного периода и с самого начала создавала взаимоувязанные национальные сети, которые, в свою очередь, объединились в единую всепланетную сеть связи.

Экономическое обоснование применения телефонных коммутаторов связано с невозможностью соединить всех абонентов по принципу "каждый с каждым". В случае малого числа абонентов (скажем, N=5) такое соединение вполне представимо.

Возможность связи любой пары абонентов при значительно меньшем количестве соединительных линий в сети обеспечили ручные коммутаторы, число которых быстро увеличивалось. Хотя вначале большинство установленных телефонов принадлежало компании Western Union, сеть Bell System за счет установки ручных телефонных станций быстро разрасталась и вскоре опередила Western.

Ручные коммутаторы

Первая телефонная станция, обслуживавшая 21 абонента, была установлена в 1878 г. в городе Нью-Хэвен, штат Коннектикут (США). Ее стоимость составляла 28,5 долл. Чтобы определить момент окончания разговора, оператор станции был вынужден прослушивать все телефонные соединения. В те годы Россия гораздо меньше, чем теперь, отставала от США — спустя всего 4 года ручные городские телефонные станции начали действовать в Петербурге, Москве, Одессе и Риге. Согласно первому проекту Петербургской телефонной сети, главную телефонную станцию "...предполагалось устроить в Петербурге в доме Гансена, по Невскому проспекту, против Казанского собора, №26, откуда будут направлены семь магистральных линий, группами от 10 до 120 проводов; по Казанской улице, к Николаевскому мосту и на Васильевский остров, к Исаакиевской площади; к Троицкому мосту; к Александровскому мосту и на Выборгскую сторону; по Невскому проспекту к Знаменской площади и к Министерству внутренних дел...". В Москве первая телефонная станция была построена в 1882 г., помещалась она на Кузнецком мосту. В нее было включено всего лишь 26 телефонных аппаратов. На станциях были установлены однопроводные коммутаторы Гилеланда, оборудованные сигнальными клапанами, индуктором для вызова абонентов, микрофоном и телефоном для переговоров оператора с абонентом или с другой телефонисткой.


Со временем количество телефонов увеличивалось, и операторы испытывали трудности, выясняя "кто есть кто". Им необходимо было знать наизусть по фамилиям и именам до нескольких тысяч абонентов. В 1879 г. одному врачу пришла мысль применить в своем офисе систему нумерации для ведения картотеки пациентов, после чего и местная телефонная компания стала использовать номера вместо имен абонентов. Так родился телефонный номер.

Таким образом, на ручных телефонных станциях (РТС) действия, необходимые для установления соединения, были распределены между абонентами и оператором. С переходом от системы МБ к системе ЦБ процесс осуществлялся следующим образом: абонент вызывал станцию, снимая микротелефонную трубку с рычага аппарата. После ответа оператора абонент устно передавал ему информацию о нужном абоненте, т. е. называл его номер. В конце связи вызывавший абонент передавал на станцию сигнал отбоя, вешая микротелефонную трубку на рычаг аппарата. Вызываемый абонент, отвечая на вызов, снимал микротелефонную трубку и этим давал на станцию сигнал ответа. Окончив разговор, он клал или вешал микротелефон на рычаг аппарата, давая этим сигнал отбоя. На станции оператор подключался к линии вызывающего абонента, принимал от него информацию о номере вызываемого абонента, отыскивал на коммутаторе гнездо, в которое включена линия этого абонента, проверял, не занята ли она, подключался к линии, если она была свободна, посылал вызов, соединял между собой линии вызывающего и вызываемого абонентов, а после получения от абонентов сигнала отбоя производил разъединение.

Далее в статье будет показано, что абонент АТС выполняет, по существу, те же функции, что и абонент PТС. Он вызывает станцию, снимая микротелефон с рычага, и дает сигнал отбоя, опуская микротелефон на рычаг.
По-иному на станцию передается лишь информация, идентифицирующая вызываемого абонента: вызывающий абонент АТС использует для этой цели установленный на его телефонном аппарате номеронабиратель, который преобразует набираемый номер в серии импульсов тока. Количество серий соответствует числу цифр в номере вызываемого абонента, а число импульсов в каждой серии — очередной цифре этого номера. Что же касается функций оператора РТС, то они выполняются на АТС автоматическими приборами.

Строительство и эксплуатация городских телефонных сетей в важнейших городах России с самого начала осуществлялись телефонной компанией Bell. Однако в 1885 г. русское правительство приняло решение строить городские телефонные сети не только по договорам с Bell, но и средствами Главного управления почт и телеграфа. Первая станция МБ на 60 номеров, смонтированная силами Главного управления, была введена в эксплуатацию 1 апреля 1886 г. в Киеве. В дальнейшем Управление строило собственные станции в Харькове, Казани, Астрахани, Курске и других городах.

Все эти станции были импортными, точнее разработанными иностранными компаниями, которые имели официальный статус "отечественного производителя". Для получения такого статуса требовалось иметь в составе акционерного капитала телефонной компании хотя бы ничтожную часть русского капитала и устав, зарегистрированный в установленном порядке. Это давало иностранным фирмам такие же права и преимущества в производстве и сбыте телефонной продукции, какими обладали чисто российские предприятия. В частности, они имели право получать казенные военные заказы, которые часто сопровождались правительственными дотациями.

В 1894 г. появилась первая автоматическая станция на 10000 номеров С.М. Апостолова, а в 1896 г. первая АТС шаговой системы на 1000 номеров С.И. Бердичевского.

Телефонные сети развивались практически теми же темпами, что и в других развитых странах. В январе 1905 г. в Москве была запущена новая телефонная станция емкостью 40 тыс. номеров. В ней был применен групповой принцип, согласно которому все коммутаторное оборудование станции делилось на коммутаторы групп А и Б. К первой группе относились линии абонентов с номерами от 1 до 20000, ко второй — с номерами от 20001 до 40000. Абонентские телефонные аппараты были снабжены двумя кнопками. Сняв микротелефонную трубку, абонент, чтобы вызвать оператора, обслуживавшего нужную группу, нажимал соответствующую кнопку.

Телефонные сети России продолжали интенсивно развиваться вплоть до 1917 г. и достигли к тому времени емкости в 232 тыс. номеров. Влияние последовавших в российской истории событий на российскую телефонию прекрасно иллюстрирует подписанный председателем Совета Народных Комиссаров В. И. Лениным 13 июля 1918 г. декрет "О пользовании московскими городскими телефонами". Согласно этому документу, была организована специальная комиссия, которая занималась распределением телефонов между потребителями. В первую очередь обеспечивались советские учреждения и предприятия. У частных лиц квартирные телефоны сохранялись в исключительных случаях и с обязательным предоставлением возможности пользоваться аппаратом всем проживающим в том же доме. На окраинах, где телефоны имелись не во всех домах, жители "приписывались" к ближайшему телефону, получая через местные Советы особые карточки на право пользования им.

Нетрудно понять, как этот декрет повлиял, говоря сегодняшним языком, на инвестиционный климат в российских телефонных сетях. К 1922 г. телефонная емкость сократилась почти втрое и составила всего 89 тыс. номеров.

Остальной мир в это время беспокоила совсем другая проблема — экономическая неэффективность расширения емкости телефонной сети путем увеличения количества и/или усовершенствования ручных коммутаторов, управляемых телефонистками-операторами. Кстати, первыми телефонными операторами РТС, вопреки расхожему мнению, были мужчины. В США их называли switchman — "человек-переключатель".

В дальнейшем профессия телефонного оператора стала, в основном, женской, причем отнюдь не простой: по мере роста емкости становилось все больше таких соединений, в которых участвовали две телефонистки, что создавало большой шум, вело к увеличению количества ошибок в соединениях, ужесточало требования при отборе телефонисток. На эту должность стали принимать девушек высокого роста и незамужних, "дабы лишние думы и заботы не приводили к лишним ошибкам". Существует историческая версия, согласно которой именно замужество одной телефонистки и послужило причиной изобретения первой автоматической телефонной станции.

Автоматические телефонные станции


Элмон Браун Строуджер
Эта историческая версия состоит в том, что А. Строуджер, владелец похоронного бюро в городе Канзас-Сити, терпел убытки при получении заказов по телефону, так как мужем одной из телефонисток РТС города Канзас-Сити был владелец другой, конкурирующей похоронной компании, к которой эта телефонистка и направляла все звонки абонентов, вызывавших похоронное бюро. Раздосадованный такой коррупцией Алман Строуджер поклялся навсегда избавить общество от телефонисток и изобрел автоматический телефонный коммутатор декадно-шагового типа емкостью до 99 абонентов. Он запатентовал это изобретение на имя основанной им же в 1892 г. компании Strowger Automatic Telephone Exchange Company. Теперь эта компания называется Automatic Electric Company и является производственным отделением корпорации General Telephone and Electronics Corporation (GTE).

Первую автоматическую телефонную станцию А. Строуджер построил в своем гараже. Однако с реализацией изобретения возникло множество проблем, и устройство было передано в Европу для дальнейшей доработки. После усовершенствования компания Bell начала использовать автоматический коммутатор в своих станциях. В 1896 г. Строуджер создал телефонный аппарат с дисковым номеронабирателем, который позволял абонентам самим набирать номер и устанавливать связь быстрее, чем оператор. Пока не истек срок патента Строуджера, телефонные сети Bell Systems были на 100% ручными и не использовали автоматические станции. С 1906 г. необходимость платить авторские гонорары за патент у АТ&Т исчезла, но ее первые автоматические телефонные станции были установлены именно компанией Строуджера.

Эти декадно-шаговые станции оказались настолько надежными, что некоторые из них работают еще и сегодня, причем не только во взаимоувязанной сети связи России. В Лос-Анджелесе, например, некоторые фешенебельные отели до самого последнего времени сохраняли собственные декадно-шаговые коммутаторы.

Отечественная история АТС начинается в 1923 г. с весьма любопытного решения телефонной подсекции Госплана СССР: "За отсутствием опыта строительства и эксплуатации АТС построить несколько мелких станций". Во исполнение этого решения в 1924 г. в Московской телефонной сети для служебной связи была смонтирована опытная декадно-шаговая АТС на 1000 номеров фирмы "Сименс и Гальске" с задействованной емкостью 100 номеров.

Переход к автоматической коммутации потребовал выбора базовой АТС, в качестве которой рассматривались машинные станции фирмы "Л. М. Эриксон", декадно-шаговые станции фирмы "Сименс и Гальске" и станции системы "Ротари" фирмы "Вестерн Электрик". Основным аргументом в пользу машинных станций "Л. М. Эриксон" стала готовность компании не только поставить несколько АТС, но и предоставить ранее экспроприированному у нее же заводу "Красная заря" техническую документацию для производства АТС, а также обучить советских специалистов на своих заводах, что со всей очевидностью иллюстрировало справедливость тезиса вождя мирового пролетариата о готовности капиталистов продать Советской России веревку, которой та найдет отнюдь не предусмотренное изготовителем и продавцом применение.

Результатом контракта, утвержденного Советом Народных Комиссаров 27 октября 1925 г., стало начало строительства в 1926-м в Ростове-на-Дону первой в СССР автоматической телефонной станции машинной системы "Л. М. Эриксон". В 1929 г. АТС была сдана в эксплуатацию, затем последовали станции в Москве, Новосибирске, Ташкенте, Смоленске, Ленинграде и других городах.


Споры о выборе типа АТС не прекращались и после пуска в действие первых машинных АТС. В январе 1931 г. вопрос о сравнении разных систем и о пригодности системы "Эриксон" для развития телефонных сетей СССР рассматривался комиссией, организованной Наркоматом рабоче-крестьянской инспекции с привлечением отраслевой науки и целого ряда специалистов отрасли. Результаты научного анализа имевшегося материала с учетом действительно неплохих данных о первых результатах эксплуатации Ростовской АТС привели комиссию к выводу, что принятая для внедрения в СССР система "Эриксон" не обладает никакими "органическими" недостатками, которые могли бы препятствовать широкому ее внедрению в городских телефонных сетях СССР. Кстати, было бы весьма интересно сравнить этот вывод с формулировками аналогичных решений в отношении АТС МТ-20, принятых более полувека спустя.

Тем не менее в середине Второй мировой войны, при обсуждении вопроса о восстановлении производства АТС, со стороны промышленности связи стали открыто звучать категорические возражения против производства машинных АТС из-за их технологической сложности и трудоемкости. В результате мнение склонилось в пользу разработки и внедрения АТС декадно-шаговой системы. В 1947 г. технический совет Министерства связи СССР официально одобрил генеральную схему развития телефонной связи на базе декадно-шаговых АТС. Производство такой АТС, названной впоследствии АТС-47, было налажено заводом "Красная заря". С внедрением в городских телефонных сетях Советского Союза декадно-шаговых АТС появилась необходимость в промежуточном оборудовании для связи между машинными и декадно-шаговыми станциями. Оборудование было разработано в 1947 г. специалистами Научно-исследовательского института телефонной связи (НИИТС, позже переименованного в ЛОНИИС).

Коммутация в этих декадно-шаговых АТС производится под непосредственным управлением сигналов набора номера вызывающим абонентом без использования каких бы то ни было централизованных управляющих устройств. К аналогичной идее инженерная мысль вернется при разработке полностью распределенного программного управления в цифровых АТС типов S12, DX-200 и др. Но это уже следующий виток спирали развития систем коммутации.

Кроме декадно-шаговых к АТС первого поколения относятся так называемые машинные станции, которые производились в Советском Союзе с 1927 г. на заводе "Красная заря". В машинных АТС для группы искателей предусматривается общий машинный привод, состоящий из нескольких постоянно вращающихся валов. Подвижная часть искателя приводится в движение при ее временном сцеплении с вращающимся валом.

Помимо привода характерными особенностями автоматических станций машинной системы являются не декадное построение контактного поля и обусловленное этим наличие регистра, т. е. использование не прямого, а обходного принципа управления исканием. Своеобразны также конструкция искателя и принцип его работы. Как и подъемно-вращательный, машинный искатель совершает движение двух видов, но в нем имеется две подвижные части — базовый блок и размещенная на нем рейка со щетками. Базовый блок вращается (вынужденное движение), поворачиваясь на такой угол, чтобы рейка оказалась против того ряда струн контактного поля, в который включены линии направления, выбранного при вынужденном движении базового блока. Затем рейка начинает свободное поступательное движение вдоль струн ряда и останавливается, когда ее щетки соприкоснутся с той группой струн, в которую включена свободная в этот момент линия. Очень часто использовался такой вариант искания, когда рейка, не найдя свободного выхода, совершала обратное движение и могла двигаться взад-вперед, до тех пор пока какая-нибудь из линий не освободится. Этот вариант давал особенно упорным абонентам возможность получить соединение в сильно перегруженном направлении, не набирая многократно один и тот же номер, а лишь держа трубку возле уха и терпеливо дожидаясь момента, когда нужное соединение будет наконец установлено.

Наиболее сложная и дорогостоящая часть машинного искателя механическая. Контактное поле искателя составляет небольшую долю его стоимости. Очевидные экономические соображения продиктовали выбор конструкции искателя с большой емкостью контактного поля, что позволило уменьшить общее количество искателей на АТС.

После окончания Второй мировой войны восстановить производство машинных станций не удалось и было принято решение организовать на заводе "Красная заря" производство декадно-шаговых АТС. Разработка первой АТС-47 была закончена в 1947 г. Через 7 лет была закончена разработка усовершенствованной декадно-шаговой АТС, получившей название АТС-54. Параллельно на заводе ВЭФ в Риге стала производиться декадно-шаговая АТС типа УАТС-49, предназначенная для автоматизации внутренней телефонной связи предприятий и учреждений.

К сожалению, простота и ясность декадного принципа искания удивительно быстро и на многие десятилетия затуманили головы работников эксплуатационных, проектных и научно-исследовательских организаций, сформировав "декадно-шаговое мышление", которое до сих пор часто мешает рационально строить станции и сети, жестко привязывая их структуру и емкость к системе нумерации.

Но, как это обычно бывает, технологическая отсталость была замечена гораздо раньше, чем идеологическая. И никакая модернизация не смогла устранить принципиальных недостатков, присущих декадно-шаговым станциям.
Эффективное развитие городских телефонных сетей сдерживалось главным образом малой емкостью контактного поля искателей, и проектировщики вынуждены были идти на заведомо неоптимальные решения. Автоматизация междугородной телефонной связи выявила низкое качество разговорного тракта из-за нестабильности скользящих контактов искателей, приводившей к недопустимо высокому уровню шумов. Многочисленные попытки улучшить ситуацию, включая даже весьма дорогостоящее нанесение на щетки искателей тонкого слоя благородного металла и покрытие контактных ламелей искателей серебром, не давали требуемого эффекта.

Недостатки декадно-шаговых АТС были устранены в станциях следующего поколения — координатных. Емкость контактного поля коммутационных приборов таких АТС значительно больше, чем емкость поля декадно-шаговых искателей, а контакты скольжения заменены в них контактами давления, имеющими стабильное сопротивление и гораздо больший срок службы. Приборы эти строятся в виде матриц, имеющих каждая n входов и m выходов. Матрица может либо формироваться из n x m электромагнитных реле, либо выполняться в виде единой конструкции (многократного координатного соединителя — МКС).

Первый координатный коммутатор изобрели в Швеции, а в Bell Laboratories разработали сразу три основные разновидности координатных станций. Их называли "координатная станция типа k (XBk)", k = 1, 4 и 5. Координатная станция типа 1 была впервые установлена в 1938 г. и имела весьма скромный успех, а координатная станция типа 2 вообще никогда не производилась. Следующей была разработана координатная междугородная станция, названная в США станцией типа 4 и ставшая первой автоматической междугородной станцией, предназначенной для замены работавшего тогда ручного оборудования 4A Toll Switchboard. Координатная станция типа 5 была впервые установлена в 1948 г. и оказалась очень удачной и популярной в качестве местной АТС.

В СССР первая опытная координатная подстанция емкостью 100 номеров — ПС-МКС-100, разработанная НИИТС и заводом "Красная заря", была установлена в Ленинградской городской телефонной сети в 1957 г. В начале 60-х годов этот институт совместно с заводом "Красная заря" и другими предприятиями промышленности связи под руководством профессора Бориса Самойловича Лившица приступил к разработке координатной АТС для городских телефонных сетей, которая завершилась созданием АТСК.

Но идеи координатных коммутаторов появились существенно раньше. Еще в 1900 г. Бетуландер и Пальмгрен в Швеции начали работать над заменой искателя Строуджера. В 1905 г. соотечественник Бетуландера и Пальмгрена Эрикссон предложил создать на основе релейных схем так называемые координатные поля — идея, далеко опередившая свое время. Хотя эти работы непосредственного практического выхода не имели, можно считать, что именно они легли в основу современных координатных АТС. Идею построения коммутационного прибора с релейными контактами, которые замыкаются с помощью координатных реек, предложил также Рейнольдс в США в 1914 г.

В 1919 г. фирма "Бетуландер компани" уже смогла построить несколько небольших экспериментальных координатных станций, хорошо зарекомендовавших себя в работе. А по случаю 300-летия города Гетеборга, которое праздновалось в 1923 г., там была открыта первая современная координатная АТС. Поэтому именно 1923 г. считается годом ввода в действие техники координатной коммутации.

С 1930 г. на основе этой техники в Швеции стали строиться центральные АТС. После того как в Мальме была построена АТС на 40 тыс. номеров, началось триумфальное шествие координатных станций по всему миру. Успехи шведов побудили фирму "Белл телефон компани" начать собственные разработки, и в 1938 г. первая координатная АТС вступила в строй в США. В начале 40-х годов шведский "Эрикссон" приступил к разработке и производству координатных АТС разных типов для городской, междугородной и сельской связи (ARF-50, ARM-20 и др.).

После Второй мировой войны техника координатной коммутации получила повсеместное распространение. В 1950 г. она вводится в Финляндии, в 1952-м — в Голландии, в 1955-м — в Бразилии, с этого же года она распространяется в странах Азии и в Австралии. В 50-х годах координатные АТС были созданы во Франции ("Пентаконта") и в Англии (5005). В 60-х годах были разработаны городские координатные АТС в Чехословакии (РК-20) и ГДР (АТС-65).

Как уже было отмечено, в Советском Союзе сначала (1956) было организовано производство городских координатных подстанций ПС-МКС-100, а в последующие годы были разработаны сельские координатные АТС малой и средней емкости К-40/80, К-100/2000. Стала также выпускаться модификация АТС типа К-100/2000 для учрежденческой связи. В середине 60-х годов завершилось создание координатной станции типа АТСК для городских телефонных сетей. С целью уменьшения затрат на абонентские линейные сооружения совместно с заводом "Тесла-Карлин" (Чехословакия) была разработана городская координатная подстанция на 1 тыс. номеров ПСК-1000, которая успешно использовалась и еще сегодня работает во многих ГТС. Для междугородной телефонной связи выпускались координатные АМТС-2 и АМТС-3.

Дальнейшее усовершенствование городских и сельских координатных АТС с целью повысить надежность коммутационной аппаратуры, увеличить пропускную способность АТС, уменьшить стоимость оборудования и снабдить его комплексом контрольно-проверочных устройств привело к созданию станций АТСК-У и АТСК-50/200М.

В отличие от АТС, построенных на декадно-шаговых искателях с прямым управлением, которые сами обрабатывают импульсы набора, поступающие от абонента, в координатных АТС используется косвенное (или обходное) управление.

Применяемые в отечественных координатных АТС коммутационные устройства называются многократными координатными соединителями (МКС). Контактное поле МКС состоит из групп контактных пружин релейного типа с контактами на замыкание. В ряде конструкций МКС вместо неподвижных контактных пружин используются общие струны, с которыми образуют контакт подвижные пружины. Известно несколько разновидностей МКС, различающихся конструкцией, количеством горизонталей и вертикалей, объединенных общей системой привода, и некоторыми другими характеристиками. Два наиболее распространенных типа МКС имеют условные обозначения — МКС 20х10х6 и МКС 10х20х6. Первая цифра указывает количество вертикалей, входящих в состав одного МКС, вторая — емкость контактного поля каждой вертикали, третья — проводность, т. е. число проводов, коммутируемых каждой группой контактов.

Различают двухпозиционные и многопозиционные МКС. Количество позиций определяется числом электромагнитов, которые должны сработать для выполнения каждого соединения. Например, в двухпозиционном МКС всякий раз срабатывают два электромагнита (один выбирающий и один удерживающий), в трехпозиционном — три (два выбирающих и один удерживающий) и т. д. Чем больше позиционность МКС, тем эффективнее строится на его основе коммутационное поле, но одновременно сложнее конструкция. Наиболее широко распространены двухпозиционные и трехпозиционные соединители. МКС получили свое название в связи с многократным использованием каждой из выбирающих реек для организации соединений в разных вертикалях одного МКС.

Кроме замены скользящего контакта "щетка — ламель" на МКС координатные АТС принесли новый обходной принцип управления станциями. Рассмотренные выше декадно-шаговые АТС использовали прямой принцип управления, который характеризуется тем, что приборы, выбирающие нужное направление связи и свободную линию в этом направлении, сами принимают цифры номера, устанавливают на их основе соединение и образуют разговорный тракт.

При обходном принципе управления выбор направления связи и поиск свободной линии в этом направлении отделены во времени от процесса соединения входа коммутационного прибора с выходом, в который включена выбранная линия. Сам коммутационный прибор не участвует в выборе направления и поиске свободной линии.

Координатные АТС разделялись на станции с управлением по ступеням искания и с централизованным управлением. В координатных АТС с управлением по ступеням искания функции этих ступеней те же, что и в большинстве АТС, построенных на щеточных искателях (декадно-шаговых и машинных). В таких станциях предусматривается некоторое количество ступеней группового искания, зависящее от емкости станции и сети, и ступень абонентского искания. Последняя выполняет функции предыскания, обслуживая вызовы, исходящие от абонентов, и функции линейного искания, обслуживая вызовы, входящие к абонентам. Характерной особенностью координатных АТС с управлением по ступеням искания является то, что определение маркером свободного выхода ступени, с которым следует соединить ее вызывающий вход, происходит на каждой ступени без анализа состояния соединительных путей на следующих ступенях искания.

Таким образом, коммутационные блоки АТС построены на МКС, а в качестве управляющих устройств используются маркеры и в большинстве случаев регистры, избавляющие маркеры от функций приема передаваемых медленным способом цифр. Различают четыре вида координатных АТС:
  • с последовательным установлением соединения по ступеням искания и с регистрами для приема цифр, набираемых абонентами (с так называемыми абонентскими регистрами);
  • с регистровыми устройствами и маркерами, распределенными по ступеням искания;
  • с абонентскими регистрами и с управлением сразу несколькими ступенями искания;
  • с централизованным управлением без разделения коммутационного оборудования станции на ступени искания.

  • Большинство координатных АТС относится к первому виду. Так, в отечественных станциях АТСК, АТСК-У, К-100/2000 соединения устанавливаются по ступеням искания с использованием абонентских регистров. При этом уменьшается объем регистрового оборудования и используются сравнительно несложные маркеры.

    Существуют координатные АТС второго вида, где на ступенях группового и абонентского искания используются регистры, каждый из которых принимает адресную информацию, необходимую для установления соединения лишь через одну ступень искания. К АТС этого типа относится шведская станция ARF-50, которая нашла применение в отечественных ГТС, и разработанная в ГДР координатная АТС-65.

    Преимуществом АТС второго вида является простота связи с декадно-шаговыми АТС, поскольку при входящей связи импульсы набора номера непосредственно принимаются регистрами на ступенях искания, а при исходящей связи серии импульсов, поступающих от абонента, транслируются через ИШК и направляются к искателям декадно-шаговой АТС. Координатные АТС с регистрами, распределенными по ступеням искания, близки по своим возможностям к АТС с прямым управлением коммутацией.

    В координатных АТС третьего вида для внутристанционных соединений предусматривается лишь одна ступень ГИ с двух- или трехкаскадными коммутационными блоками большой емкости (до 1 тыс. исходящих линий). Управляют коммутацией абонентские регистры и маркеры, которые обеспечивают организацию соединения через одну или две ступени искания. Такой способ управления применяется в английской АТС типа 5005А и во французской АТС "Пентаконта 1000В", используемой в наших сетях.

    В координатных АТС четвертого вида коммутационное оборудование не делится на ступени искания, а образует общее коммутационное поле. Централизованные маркеры управляют соединением, производя сквозное обусловленное искание через всю АТС. При этом несколько сокращаются объем коммутационного оборудования и время установления соединения, так как при обусловленном искании на каждом участке соединительного тракта выбираются только те пути, по которым можно организовать соединение линий вызывающего и вызываемого абонентов.

    Наиболее распространенными районными станциями городских телефонных сетей России были и остаются АТСК и АТСК-У.

    Для повышения надежности городских координатных АТС, сокращения капитальных и эксплуатационных затрат на станционные сооружения, улучшения технологии производства аппаратуры и уменьшения площади автозала в 1975 г. было завершено усовершенствование АТСК, а в 1978-м началось серийное производство оборудования АТСК-У. При усовершенствовании сохранены схемы коммутационных блоков на ступенях абонентского и группового искания, принципы управления коммутацией и способы передачи сигналов. Разработаны двухкаскадные ступени регистрового искания для подключения абонентских и входящих регистров, что позволило улучшить использование дорогостоящего регистрового оборудования.

    В качестве коммутационных приборов в АТСК и АТСК-У применяются МКС, электромагнитные реле и электронные элементы. В коммутационных блоках на ступенях искания использовались унифицированные МКС четырех типов: двухпозиционный шестипроводный МКС 20х10х6; трехпозиционный шестипроводный МКС 10х20х6; трехпозиционный трехпроводный МКС 20х20х3 и двухпозиционный двенадцатипроводный МКС 10х12х12. В абонентских, шнуровых и линейных комплектах применяются реле типа РПН, в маркерах и регистрах — типа РЭС-14. Транзисторы нашли применение в устройствах передачи и приема частотных сигналов, а также в отдельных функциональных узлах регистров и маркеров. Электропитание оборудования осуществлялось от источника постоянного тока 60 В с допустимыми отклонениями напряжения в пределах 58-66 В.

    При установлении соединений абоненты получали стандартные (согласно рекомендациям Сектора стандартизации Международного союза электросвязи, называвшегося в те годы МККТТ — Международным консультативным комитетом по телеграфии и телефонии) акустические сигналы. После отбоя любого из участников связи его абонентская линия освобождалась.

    Для сельских телефонных сетей кроме АТСК и АТСК-У выпускались координатные АТС малой емкости К-50/200 и К-50/200М в качестве оконечных (ОС) и узловых (УС) станций, а также координатные АТС К-100/2000 средней емкости в качестве центральных станций (ЦС), УС и ОС.

    Помимо отечественных и восточно-европейских координатных АТС в городских телефонных сетях Советского Союза применялись финские координатные АТС типа А-204. Они отличались способностью работать с абонентскими номеронабирателями, передающими от 7 до 20 импульсов в секунду при импульсном коэффициенте от 1,6 до 10, что практически исключало необходимость в регулировке номеронабирателей при эксплуатации. Другим отличием этих АТС является нестандартное напряжение станционной батареи: оно равно 36 В при допустимых колебаниях в пределах 33-40 В. Межстанционная сигнализация осуществлялась импульсами постоянного тока, индуктивным или частотным способами. Поддерживалась система одностороннего отбоя: если первым дает отбой вызвавший абонент, то соединение разрушается сразу, а при отбое со стороны вызванного абонента приборы освобождаются через промежуток времени, определяемый временем срабатывания термореле и составляющий около 1 минуты.

    Квазиэлектронные и электронные АТС

    По мере развития технологий стали появляться заменители традиционных электромеханических коммутационных элементов — электронные и магнитные устройства, в которых отсутствовали подвижные части и, следовательно, практически исключалась вероятность механических повреждений, повышалось быстродействие, уменьшались габариты и масса.

    К преимуществам электронных коммутационных элементов относились также более высокие технологичность изготовления и интеграция компонентов в одном корпусе, возможность использования печатного монтажа и других достижений электроники того времени. Соответственно электронные АТС по сравнению с электромеханическими имели меньшие габариты, требовали меньших площадей и кубатуры зданий, меньших затрат на электроэнергию и эксплуатационное обслуживание, обеспечивали более гибкие возможности построения телефонных сетей.

    На первом этапе достижения электроники стали применяться только в управляющих устройствах АТС, что привело к появлению квазиэлектронных АТС, сочетавших в себе электронное управление и электромеханические коммутационные элементы.

    Практически в тот же период, на рубеже 60-70-х годов, делаются важнейшие шаги в развитии систем коммутации, связанные с компьютерной революцией. Компьютеры начинают использовать для преобразования адресной информации, линейного искания в коммутационном поле и пр., а управление по записанной программе в квазиэлектронных и электронных АТС стало нормой. Именно программное управление коммутацией послужило важной предпосылкой зарождения современной теории программирования. Многие ее достижения были результатом исследований и разработок ученых и инженеров телекоммуникационных компаний, в частности Bell Laboratories. Первое программное обеспечение коммутации в АТС было реализовано до изобретения современной операционной системы. Программы управления коммутацией писались на языке Ассемблера, а распределением программных сегментов управляли сами разработчики программ.

    Первая телефонная станция с программным управлением была создана в 1950-х годах в исследовательском центре Bell Laboratories. Опытный образец системы, названный ESSEX, прошел эксплуатационные испытания в 1960 г. в Моррисе, штат Иллинойс. Однако путь от опытного образца до промышленного производства оказался гораздо сложнее, чем ожидалось. Разработка требовала прорыва в области конструирования процессора, языков программирования, компиляции, распределения ресурсов в реальном времени и других усилий, которые впоследствии привели к образованию новых отраслей научной дисциплины, известной теперь как компьютерные науки. Первая коммерческая коммутационная станция ЕSS1 была введена в эксплуатацию 30 мая 1965 г. в Суккасунне, штат Нью-Джерси (кстати, по соседству с первой бруклинской координатной АТС) и обслуживала 200 абонентов. Позже в число подобных разработок вошли ESS2 и ESS3, а также аналогичные изделия других изготовителей. По мере развития компьютеров конструкция этих станций претерпевала изменения, и на протяжении 20 летнего срока жизни квазиэлектронной ESS1 переросла в более современную версию 1A ESS.

    Название квазиэлектронные АТС предполагает сохранение пространственной аналоговой коммутации с применением механических контактов и одновременно использование электронных программируемых управляющих устройств. Для построения коммутационного поля в квазиэлектронных АТС применялись быстродействующие малогабаритные коммутационные элементы с электрическим, магнитным или механическим удержанием контактов в рабочем состоянии. К коммутационным элементам с электрическим удержанием относились герконовые реле и реле типа ESK. Герконы (герметизированные контакты) представляли собой маленькие стеклянные баллоны длиной 20-50 мм и диаметром 3—5 мм, заполненные инертным газом и содержащие контактные пружины из магнитного материала. Контактные поверхности были покрыты золотом или другим неокисляемым металлом.

    Из отдельных герконовых реле создавались многократные герконовые соединители (МГС), представлявшие собой основные коммутационные блоки. Еще одной разновидностью многократного герконового соединителя с магнитным удержанием был соединитель на гезаконах — герметизированных запоминающих контактах (в американской литературе такие контакты назывались ремридами, в японской — меморидами).

    Точно так же из отдельных ферридов строились многократные ферридовые соединители (МФС): в каждой точке коммутации имелся феррид с определенным числом контактов. Схема коммутации разговорного тракта в МФС аналогична схеме коммутации в герконовом соединителе.

    Отечественной разновидностью многократного соединителя с магнитным удержанием стал многократный интегральный соединитель (МИС), который отличался от МФС тем, что магнит (из полутвердого магнитного материала) в выбираемой точке коммутации работал по принципу безгистерезисного намагничивания. Впрочем, в кругах специалистов того времени это обозначение воспринималось исключительно как начало фамилии Леонида Яковлевича Мисуловина, организатора и директора Рижского отделения НИИ связи (РОНИИС), создателя первой советской квазиэлектронной АТС с записанной программой "Исток" для сельских телефонных сетей.

    Наряду со станциями "Исток" к первому поколению отечественных АТС с программным управлением, которые и сегодня функционируют в составе Единой сети электросвязи (ЕСЭ) России, можно отнести городские станции МТ-20, учрежденческие и сельские АТС "Квант" и междугородные станции "Кварц".

    Предшественником этих систем был менее известный, но чрезвычайно интересный проект импульсно-временного транзитного узла (ИВТУ) — первого цифрового коммутационного узла с программным управлением, включенного в отечественную ТфОП. Его разработка выполнялась в 60-х годах практически одновременно с началом разработки таких известных систем, как EWSD и 5ESS. В 1966 г. в Берлине была сдана в опытную эксплуатацию первая экспериментальная отечественная АТС, в 1972-м в содружестве со странами СЭВ были завершены работы по экспериментальному комплексу интегральной цифровой системы связи (ИЦСС). Логическим продолжением этих работ стал импульсно-временной транзитный узел ИВТУ для городских сетей с узлообразованием, управляемый вычислительным комплексом типа "Нева".

    Экспериментальный импульсно-временной транзитный узел ИВТУ был первой полностью электронной цифровой станцией с программным управлением, включенной в нашей стране в действующую телефонную сеть. Он обеспечил взаимодействие координатных и декадно-шаговых АТС с электронным узлом, предусматривая устранение помех, приходящих по сигнальным каналам от электромеханических станций, программную поддержку заданных показателей качества обслуживания, обработку статистики и ряд других принципиально новых для того времени функций. Узел состоял из двух частей: коммутационного оборудования и управляющего комплекса "Нева", разработанного под руководством Вениамина Исааковича Шляпоберского в двух вариантах. Компактный вариант комплекса — "Нева-2" с микропрограммным управлением разрабатывался в Москве в коллективе Бориса Александровича Лопусова, а высокопроизводительная ЭУМ типа "Нева-1" с аппаратной реализацией управления центральным процессором — в Институте кибернетики АН УССР им. В. М. Глушкова конструкторским бюро Анатолия Григорьевича Кухарчука.

    Машины "Нева" производились в ГДР и имели характеристики, приведенные в таблице.

    По сегодняшним меркам машины были примитивными, а технология программирования и само программное обеспечение вообще "неандертальскими". Именно поэтому разработка ИВТУ заняла гораздо больше времени, чем ожидалось: отчасти из-за проблем, связанных с новыми технологиями, но главным образом потому, что трудоемкость программирования явно недооценили.

    Такая же недооценка, впрочем, имела место и во всех других больших программных проектах телефонных станций того времени. Первая система, 1ESS например, была установлена в Суккасунне, штат Нью Джерси в 1965 г., а приемлемо работающая версия программного обеспечения для нее появилась лишь через год. Даже сейчас мы все еще неадекватно оцениваем затраты, необходимые для составления программ, можете себе представить, какая ситуация была в то время... И все же первый отечественный узел коммутации на базе специализированной ЭВМ "Нева" вполне сопоставим по функциональным возможностям и программному обеспечению

    с современными проектами Bell Laboratories или Alcatel. Приведенные в таблице параметры "Невы" не уступали появившейся в то же время специализированной ЭВМ типа ITT-3200 и полностью отвечали задачам управления АТС.

    Высочайшему научно-техническому уровню проекта ИВТУ в полной мере соответствовали и заложенные Семеном Самуиловичем Бернштейном основы алгоритмического обеспечения, и блестяще разработанное Гитой Яковлевной Машбиц и Виктором Ароновичем Яффе системное программное обеспечение, и созданное Галиной Ивановной Голуб и Майей Владимировной Персияновой функциональное программное обеспечение, и спроектированные Львом Вениаминовичем Голомштоком алгоритмы технического обслуживания, контроля и диагностики, и многие другие творческие находки и изобретения.

    Автор этих строк, принимавший участие в проекте ИВТУ, и сейчас, спустя более четверти века, все еще пытается понять, почему столь талантливые разработки, ни в чем не уступавшие зарубежным аналогам, а зачастую и превосходившие их, заканчивались ничем. И почему такой же финал ожидал и сменившие "Неву" распределенные микропроцессорные системы, о которых речь пойдет далее. Впрочем, на этапе микропроцессорного программного управления о превосходстве над зарубежными аналогами говорить уже не приходилось — сказывались временные задержки в "срисовывании" микропроцессорных комплектов Intel.

    Вполне определенный ответ на этот вопрос содержится в работе отечественного философа, автора многотомного "Философского наследия" Павла Таранова. С минимальными сокращениями приводим фрагмент помещенных в книге личных воспоминаний ученого.

    "Мне пришлось в 80-е годы работать на крупном заводе в отрасли, кодифицируемой тогда как промышленность средств связи. Без всякого отличия от других предприятий здесь тоже было много инициативных, умных, просто талантливых людей, могущих легко что-то дельное предложить и с энтузиазмом все это же исполнить. Я был социологом и всегда удивлялся общей, с каждым годом усугубляющейся невостребованности именно инициативного контингента. Одновременно я понимал, а может быть, тогда еще только чувствовал, более или менее осознавая последовательные масштабы вроде бы явной проблемы, что без предпочтения в вознаграждении с этими людьми общий язык не найти.

    Творчество — это износовый труд, и без его восстанавливающей компенсации личность быстро выгорает. Человек думающий, заводной, активный непроизвольно стремится к повышению уровня жизни — ему нужно и больше читать, и общительнее поведенчествовать, и как-то демпфировать семейные к нему претензии ввиду общего уменьшения внимания к дому. Кроме того, обширная познавательная неуемность влечет рост здоровой самооценки, человек ощущает свое право быть выделенным среди других, рассчитывает на признание окружающих. И — что важно подчеркнуть — заслуженное...

    Но руководство рассуждало иначе и придерживалось установок, базирующихся на прямо противоположном подходе, считало всякую прибавку жалованья таким излишней роскошью. Мол, и без них "саду советскому цвесть", да и того, что им уже дадено — речь в таких случаях всегда шла о пресловутых 120 рублях, "этим" изобретателям, кандидатам, выскочкам вполне "прилично" и вполне "достаточно". Ну, и что? Тогда они жалели десятку-две. А теперь? То, за что они держались, рассыпалось в прах: плоды усилий оказались противоположными ожиданиям. Это не наказание. Просто сорванный лист желтеет, а надломленная ветка сохнет. И по-другому не бывает".

    Цифровые АТС

    Замена названия "электронные АТС" на "цифровые АТС" имеет в большей степени исторический, чем технический смысл. Рассмотренный выше ИВТУ тоже представлял собой цифровой и электронный узел коммутации, но лишь по прошествии некоторого времени определение "электронная АТС" исчезло как очевидное, ни о чем не говорящее, а вместо него стали говорить "цифровые АТС", чтобы противопоставить их составляющим основную часть ТфОП аналоговым АТС координатной и декадно-шаговой систем.

    По времени эта замена терминов совпала с успехами микропроцессорной техники, сменившей специализированные централизованные компьютеры в системах управления цифровых АТС. Изобретение микропроцессоров представляло собой четвертую информационную революцию, которая, как и первые три (изобретение письменности, обеспечившее возможность передачи знаний от поколения к поколениям, изобретение книгопечатания в середине XVI в. и изобретение электричества, благодаря которому в конце XIX в. появились телеграф, телефон и радио), привела к кардинальным изменениям в технологиях и в обществе в целом.

    Микропроцессорное программное управление пришло в отечественную коммутационную технику вместе с проектом ЕС СКТ (Единая система средств коммутационной техники). Эта была попытка повторить проект ЕС ЭВМ (Единая система электронно-вычислительных машин) по копированию компьютеров IBM-360, но в качестве прототипа была выбрана разработанная компанией ITT в США и затем проданная французскому концерну Alcatel коммутационная станция типа Система 12. Естественно, в проекте ЕС СКТ речь о законном приобретении Системы 12 не шла, но в распоряжении разработчиков, тем не менее, оказался полный комплект документации. Несмотря на это, несмотря на участие в проекте всех восточноевропейских стран, входящих в СЭВ, несмотря на талантливое руководство проектом со стороны главного конструктора, начальника отдела НИИ ВЭФ Михаила Авраамовича Товбы, несмотря на созданную Андреем Николаевичем Колесниковым, начальником другого отдела того же головного рижского НИИ ВЭФ, уникальную технологию проектирования программного обеспечения и другие существенные достижения, проект не был завершен и прошел две стадии распада при выходе из конструктората сначала стран-членов СЭВ, а потом и республик СССР.

    Последовавшая за ним программа цифровой АТСЦ-90 хотя и начиналась как совместная советско-финская, но была менее зависима от политических катаклизмов и предусматривала легальную передачу российской стороне документации на хорошо зарекомендовавшую себя в наших сетях АТС типа DX-200. Эта передача была с самого начала зафиксирована в межправительственном соглашении после установки первого миллиона портов.

    Начальным шагом данной программы был проект L1+R4, представлявший собой интеграцию отечественных абонентских концентраторов АЦК-1000 и финских станций DX-200 версии R4.32. Полученное в качестве первого результата этого проекта абонентское оборудование АЦК-1000 давно и успешно функционирует в составе Петербургской и Новосибирской ГТС. Несколько позже появились первые полностью отечественные коммутационные станции АТСЦ-90 уровня L4, которые были чрезвычайно близки к АТС DX-200 уровня R4, являвшейся предметом межгосударственного лицензионного соглашения. Однако по мере развития уровня L4 стали намечаться существенные расхождения АТСЦ-90 с DX-200. Эволюция аппаратных средств АТСЦ-90 уровней L4 и L5 полностью подчинялась закону Мура, сформулированному еще в 1965 г.: "Число транзисторов в микросхемах удваивается каждые 18 месяцев". Более быстрыми темпами эволюционировало и программное обеспечение станций, составившее основу поставляемого сегодня уровня L5.

    Разнообразие способов сигнализации, реализованных в АТСЦ-90, обусловлено необходимостью ее взаимодействия с разными сетями связи, входящими в состав ВСС РФ. Для взаимодействия с телефонной сетью общего пользования основным является протокол ISUP системы общеканальной сигнализации ОКС-7. Наряду с этим существует необходимость взаимодействия с ГАТС и САТС с применением сигнализации по двум выделенным сигнальным каналам (2ВСК), организуемым в 16-м канале цифрового тракта Е1, с передачей номера вызываемого абонента декадным или многочастотным кодом "2 из 6" методом "импульсный челнок" с поддержкой функций АОН при входящих и исходящих (местных и междугородных) соединениях, а также методом "импульсный пакет" при соединениях с междугородными телефонными станциями типа АМТС-2 и АМТС-3. Для включения в сельскую телефонную сеть могут использоваться стандартные линейные тракты ИКМ-30, линейные тракты 1.024 Кбит/c (ИКМ-15) или аналоговые системы передачи. При этом поддерживаются системы сигнализации 1ВСК — "норка" и индуктивный код. Для взаимодействия с цифровыми УПАТС может использоваться сигнализация DSS1 (PRI) или QSIG. АТСЦ-90 поддерживает все перечисленные протоколы сигнализации и потому стыкуется со станциями практически любого типа.

    Разработка для цифровых сетей связи другой отечественной коммутационной платформы С-32 с базовой скоростью передачи и коммутации 32 Кбит/с была начата в ЦНИИС (Москва) практически одновременно с рассмотренной выше АТСЦ-90. Система С-32 обеспечивает доведение до каждого абонента цифрового потока с битовой скоростью 32 Кбит/с. У всех пользователей С-32 устанавливаются специально разработанные для этой платформы цифровые телефонные аппараты (ЦТА) со встроенным кодеком, кнопочным номеронабирателем и тональным вызывным устройством, что коренным образом отличает ее от других коммутационных станций, обслуживающих в основном аналоговые телефонные аппараты. Доведение цифрового потока до каждого абонента с применением внутриканальной абонентской сигнализации позволяет уменьшить объем станционного оборудования за счет практически полной ликвидации абонентских комплектов и введения групповой обработки абонентской сигнализации. Обратим внимание читателя на то, что в начале разработки С-32 этот выигрыш в объеме оборудования представлялся вполне ощутимым, но его последующее сокращение происходило в строгом соответствии с уже упоминавшимся законом Мура.

    Но это стало ясно только теперь. А в 70-х годах прошлого века, когда под руководством Марка Уриевича Поляка проводились исследования проблемы доведения цифрового потока до абонента (НИР "Цифра"), объем оборудования АТС составлял сотни стативов. Позднее, в 1983 г., цифровое абонентское оборудование С-32 под названием АТСК-ЦА разрабатывалось для замены ступени абонентского искания в координатных станциях, и вместо двухсот стативов АТСК достаточно было пяти. В 1988 г. по приказу министра связи СССР, на первом этапе взявшего на себя и выполнение обязанностей главного конструктора, была начата разработка технического проекта электронной цифровой АТС с доведением цифрового потока 32 Кбит/с до каждого абонента — ЭАТС-ЦА. В дальнейшем работы велись под руководством генерального директора ЦНИИС профессора Леонида Егоровича Варакина и его заместителя Владимира Бенциановича Беляка.

    В 1993 г. была создана опытная зона в Витебске, результаты которой были восприняты Госкомиссией под председательством замминистра связи Наума Семеновича Мардера неоднозначно. Особо следует отметить активную роль в успешном проведении госприемки руководства Днепропетровского машиностроительного завода (ДМЗ), который и начал выпуск опорных городских станций С-32. Уже к 2001 г. ОАО ДМЗ произвело и сдало в эксплуатацию в сетях Украины и Беларуси 20 станций емкостью от 5 до 30 тыс. номеров.

    Если разработка двух описанных цифровых АТС начиналась еще под эгидой Минсвязи СССР, то рассматриваемые далее отечественные станции создавались чуть позже, но уже в другое время, в другой стране, с гораздо меньшими сроками разработки и численностью разработчиков, с начальной ориентацией на меньшие диапазоны емкостей и более скромные функциональные возможности. Для них, по неизвестной автору причине, в качестве названий выбирались буквы греческого алфавита.

    О каких-либо отечественных АТС с именем "Альфа" автору ничего неизвестно, а вот на станции "Бета" разным производителям в России и в Беларуси выдано более десяти сертификатов. Эта цифровая коммутационная станция была разработана в бывшем НПО "Красная заря" и появилась на российском рынке во второй половине 90-х годов. Ее архитектура, как, впрочем, и всех других рассматриваемых здесь станций, представляет собой комплекс аппаратных и программных средств, обеспечивающих автоматическую коммутацию абонентских и соединительных линий, а также функции технической эксплуатации.

    Цифровая АТС "Сигма" была создана в тех же стенах (бывшее НПО "Красная заря") и в то же время (первая половина 90-х годов), что и "Бета". Функциональные возможности и области применения этих станций весьма близки. Цифровая коммутационная станция "Омега" была разработана в тот же период, но не в Санкт-Петербурге, а в Москве. Она имеет вложенную трехуровневую архитектуру: нижний уровень предназначен для коммутации абонентской нагрузки и обеспечения межстанционных и межсетевых соединений всех типов, средний — для создания коммутационных полей большой емкости, верхний — для предоставления новых телекоммуникационных услуг.

    Разработанная в том же петербургском центре "Красная заря", цифровая станция "Кразар" в 1998 г. пришла на смену станциям "Бета". Последние продолжают выпускаться в Минске, а разработавший их опытный коллектив под руководством Юлия Борисовича Шура успел за это время создать еще и учрежденческие станции "Лазурит" и "Оникс", которые вписались в семейство телефонных станций "Мультиком", МТА, "Контур", "Элком", "Селена" — "детищ" других инженерных коллективов Санкт-Петербурга. Номенклатуру АТС отечественной разработки дополняют электронный вариант широко распространенных станций "Квант", которые благодаря усилиям Виктора Олимпиевича Жогло и его коллег производятся в Риге, Москве, Санкт-Петербурге и Белгороде; учрежденческие станции DX-500, разработанные Андреем Николаевичем Колесниковым в московской компании "Информтехника" и успешно теснящие импортные системы в ведомственных телефонных сетях; создаваемая Сергеем Александровичем Фурсовым новая коммутационная платформа "Атман", а также станции "Астра" из Москвы, "АЛСиТЕК" из Саратова, "Калинка" из Уфы, "ТОС-Элкос" из Борисоглебска, "Протон" из Таганрога и др.

    Источник: http://www.office-ats.ru/ats/history/
    → 17:12 MSK. Суббота, 23 ноября 2024 г.
        Нашли ошибку? Сообщите вэбмастеру: wеbmаstеr@qrv.su.
    ◊  О проекте QRV.SU.
     Условия использования материалов сайта.
    © При перепечатке материалов ссылка обязательна.
    ® qrv.ru : 2005 — 2006
    ® qrv.su : 2008 — 2024
        Построено на mini.aCMS™.
    radionet
    web-ring: электроника, электронные компоненты и приборы Электроника, электронные компоненты и приборы Случайный Предыдущий Следующий Яндекс цитирования Коллективная радиостанция RK6LZQ радиоклуб Элита Каменск-Шахтинский Коллективная радиостанция RK6LWL радиоклуб Возрождение г. Донецк
    free counters