Донские Радиолюбители
16+
главная
новости
статьи
частоты
репитеры
радиоклубы
форум
ссылки
литература
RK6LZQ
Статьи

Статьи : Телефония / Радиотелефония / ВоЛеМоТ /

Радиотелефонная система ВОЛЕМОТ

Добавлено пользователем RN6LMR 07.01.2024 в 17:00.

С чего начинался «ВОЛЕМОТ»

Время идет, растут требования к подвижной связи. На Западе вовсю ведется разработка сотовых систем и начинается их эксплуатация. У нас тоже имелись предложения по видению развития систем подвижной связи для народного хозяйства именно нашей страны — СССР. Так В. М. Кузьмин в декабре 1985 года направил докладную записку с «Предложениями по проведению разработки модернизированных системы и аппаратуры Алтай-3СМ» (С — сотовая) многим адресатам: от всех заинтересованных руководителей ВНИИС до начальников нашего отраслевого Главка и Научно-технического управления Министерства промышленности средств связи СССР. В это время у нас в стране еще не было разрешения на пользование всеми гражданами страны услугами подвижной радиотелефонной связи, поэтому основной целью разработки системы модернизированной системы «Алтай-3СМ» и аппаратуры для нее стали:
  • создание единой перспективной системы подвижной радиосвязи с увеличенным числом подвижных абонентов (по сравнению с системой «Алтай-3М») для обеспечения подвижных абонентов государственных и хозяйственных учреждений, организаций и предприятий радиосвязью между собой, а также с абонентами АТС и диспетчерами на территории вполне определенной административной области, края, республики с замкнутыми административными, экономическими и хозяйственными отношениями для повышения эффективности управления и производства, производительности труда, улучшения работы аварийно-технических служб и др.;
  • создание новой перспективной системы и аппаратуры на современном техническом уровне, обеспечивающих максимальное использование радиоканала (нашего невидимого золотого фонда) и предлагающих большие возможности потребителю в организации соединений и удобстве пользования;
  • обеспечение стыковки аппаратуры перспективной модернизированной системы с существующими (довольно слабо развитыми) и перспективными телефонными сетями связи;
  • введение перспективных технических, эксплуатационных и сервисных решений в систему и аппаратуру.

При создании системы учитывалось, что она должна будет выпускаться не менее, чем до 2000 года.
Конечно, «Предложения...» вызвали интерес, но планы на следующие годы были уже сверстаны, организацией работы заниматься никто не стал, а предложили мне самому найти соисполнителей системы и уже с конкретными планами и сроками рассмотреть возможность финансирования этой разработки.
Работы на поприще разработок систем и аппаратуры для народного хозяйства от разработок по специальной тематике отличались отсутствием планомерного долгосрочного финансирования, финансированием по так называемому «остаточному» принципу, что отрицательно сказывается на создании постоянного, крепкого и заинтересованного коллектива разработчиков. В этом случае в сплочении коллектива важно, чтобы целью разработки было не только что-то важное и нужное, но и интересное в плане и идеи, и разработки, и схемотехники, и конструирования, и перспектив в эксплуатации. В поиске и создании коллектива, источников финансирования, заказчиков и прошла первая стадия разработки новой системы.

Сложности начались с поиска разработчика коммутационного оборудования (КО). Прошло несколько лет, пока на большом совещании по созданию перспективной системы сухопутной подвижной связи общего пользования не сообщено о системе «Алтай-3СМ» и о сложностях с поиском разработчика коммутационного оборудования. В конце совещания один из присутствовавших всё же высказал готовность взяться за разработку КО. Это был Гинзбург Виктор Миронович, начальник отдела Ленинградского научно-производственного объединения «Красная Заря». Он работал по этой тематике, и у него были большие наработки по темам «Кавказ». Так, наконец, сложился коллектив разработчиков, и началась работа.
Следует особо отметить, что начало разработки, разработка, изготовление первой партии аппаратуры, а также ввод в эксплуатацию первой системы «Волемот» (о названии системы будет сказано ниже) — все эти стадии работ совпали с развалом Советского Союза, жесточайшим кризисом 1992 года, «дикой» приватизацией и развалом планового хозяйства и промышленности вновь образованной Российской Федерации. В 1992 году ВНИИС совместно с АО «Интелтех» (Санкт-Петербург) закончил разработку системы «ВОЛЕМОТ», которая могла использоваться как для региональных сетей, так и в качестве транкинговых систем.

Первая система «ВОЛЕМОТ» заработала в 1993 году в городе Уссурийск Приморского края. Надо сказать, что эта первая система уже была установлена и введена в эксплуатацию за счет частного инвестора. Позднее, «ВОЛЕМОТ» был запущен в городах Воронеж, Владивосток, Самара и др. Всего эксплуатировалось около 15 базовых станций.

«ВОЛЕМОТ» в Самарской области начал функционировать с 1995 года. Были развернуты радиозоны в Самаре (01, 02, 03, 05, 07), Сызрани (08), аэропорте Курумоч (04). В Тольятти также существовала радиозона «ВОЛЕМОТ», однако взаимодействия с оператором системы не было.
В начале 2003 года был запущен в эксплуатацию цифровой коммутатор системы «ВОЛЕМОТ», что позволило значительно увеличить скорость передачи информации и появились речевые сообщения.

В Воронеже система работала по 2004 год. Эксплуатировало систему специально созданное ООО «Транксвязь» (директор — Пенкина Алевтина Сергеевна). Во многом большую помощь оказали воронежский завод «Электросигнал» (директор — Потапов Николай Александрович), «Воронежсвязьинформ» (генеральный директор — Хаустович Александр Владимирович) и Воронежский НИИ (директор — Борисов Василий Иванович). Базовую станцию разместили на 9-м этаже производственного корпуса ВНИИС, антенное оборудование на его крыше, а коммутационный узел на АТС-33. Система покрывала связью весь город и близлежащие районы, в отдельных направлениях дальность связи доходила до 50 км.

Что такое «ВОЛЕМОТ»

«ВОЛЕМОТ» — прямое развитие системы «Алтай-3М». Название произошло от городов-разработчиков: Воронеж (ВНИИС), Ленинград (ЛНПО «Красная заря»), Молодечно (радиозавод «Спутник»), Тернополь (Тернопольский радиозавод). Главный конструктор В. М. Кузьмин.

«ВОЛЕМОТ» — это территориальная децентрализованная радиально-зоновая система подвижной радиотелефонной связи общего пользования (ЗСПР); система, в которой «зоны» обслуживаются передатчиками базовых станций с большой мощностью и большими радиусами зон обслуживания, устанавливаемыми в центре региона с большой концентрацией населения и народнохозяйственных предприятий. В отличие от своего западного аналога, получившего название «сотовой» системы связи, система подвижной радиосвязи общего пользования «ВОЛЕМОТ» ориентирована не на крупные города и густонаселенные регионы, а на типичную демографическую структуру нашей страны, характеризующуюся сравнительно малой плотностью населения и неравномерным его распределением.

Функции системы «ВОЛЕМОТ»

Для условий нашей страны ЗСПР «ВОЛЕМОТ», обеспечивающая абонентам практически те же услуги и удобства связи, что и «сотовые» системы, обладала рядом преимуществ перед ними в силу своих технических параметров, выбранных применительно к условиям нашей страны.
Система «ВОЛЕМОТ» позволяла удовлетворять потребности радиотелефонной подвижной связи большинства областей страны, включая города (областные центры) с численностью населения до 500—1000 тыс. человек. Систему было целесообразно также использовать для организации ведомственной подвижной радиотелефонной связи крупных народно-хозяйственных предприятий, горнорудных, транспортных и пр.

В системе «ВОЛЕМОТ» обеспечивается:
  • автоматическое установление соединений;
  • возможность смены радиоканала или зоны радиосвязи во время разговора без нарушения соединения;
  • автоматическая междугородняя и международная связь;
  • ограничение длительности разговора;
  • введение запрета связи для отдельных АРС;
  • запрет связи посторонним АРС;
  • связь абонентов АРС с деспетчером системы.

Структура системы «ВОЛЕМОТ»

«ВОЛЕМОТ» содержит: центральную коммутационную станцию (ЦКС), зоновые коммутационные станции (ЗКС), если это необходимо, базовые (БС), абонентские радиостанции (АС). Система имеет сотовую структуру и может быть построена таким образом, что зоны радиосвязи, перекрываясь, обес­печивают сплошное покрытие территории или, как показано на рисунке ниже, остаются участки, на которых связь не обеспечивается.


Структура системы «ВОЛЕМОТ»

В зоне используются от 2 до 60 радиоканалов. ЦКС обычно размещается в зоне с наибольшим количеством абонентов и подключается к телефонной се­ти общего пользования (ТфОП) и БС. Количество соединительных линий (ка­налов) между любой БС и ЦКС равно количеству радиоканалов данной БС.

Легко заметить, что такая структура сети допустима только при большой концентрации абонентов в центральной зоне и малой в периферийных зонах. Дело в том, что соединения абонентов периферийных зон со стационарными абонентами, находящимися в той же зоне, оказываются излишне «длинными», так как устанавливаются через соединительные линии между БС и ЦКС и далее обратно в свою зону через ТфОП.

Если количество абонентов в периферийных зонах велико, то целесооб­разно обеспечить возможность их непосредственного соединения с абонентами АТС, минуя ЦKC. Это позволяет сократить количество соединительных линий (СЛ) между БС периферийной зоны и ЦКС, а также исключить участие в местных соединениях (в периферийной зоне) ТФОП, которая связывает периферий­ную зону с зоной ЦКС, для этого предусмотрена установка в периферийных зонах зоновых коммутационных станций (ЗКС). ЗКС подключается к ЦКС и к АТС ТфОП основной зоны.

В периферийной зоне с ЗКС соединения абонентов с местными абонентами ТфОП осуществляется через ЗКС и местную АТС, а соединения с абонентами основной и других периферийных зон (если они есть) — через ЗКС и ЦКС. При этом количество СЛ между ЗКС и ЦКС может быть значительно меньше количества радиоканалов зоны, так как весь местный график пропуска­ется, минуя эти СЛ.

Кроме того, предусматривается возможность организации между ЗКС и ЦКС до 4-х соединительных линий, которые включаются в ЦКС на правах ра­диоканалов, занимая канальную емкость ЦКС. В ЗКС для подключения та­ких линий предусмотрены специальные комплекты магистральных каналов.

«ВОЛЕМОТ» позволяет создавать сети, имеющие центральную и до 15 пе­риферийных зон с ЗКС или без них. Общее количество радиоканалов в сети без ЗКС не должно превышать канальной емкости ЦКС — 89 радиоканалов (половина общего числа 188 дуплексных радиоканалов). Установка в периферийной зоне ЗКС позволяет организовать до 19 радиоканалов, заняв 2—4 канальных ввода ЦКС для подключения ЗКС, т.е. установка в периферийных зонах ЗКС позволяет увеличить общее количество радиоканалов в сети с 89 при простейшей схеме сети до 345 (60 каналов в центральной зоне, по 19 каналов в 15 пе­риферийных зонах при 2 СЛ между ЦКС и ЗКС). При этом естественно предполагается использование радиоканалов с одинаковыми частотами в территори­ально разнесенных зонах сети.

Для организации связи в регионах с низкой абонентской плотностью в системе, кроме периферийных зон при ЦКС (первичных), предусмотрена возможность организации до 7 периферийных зон при ЗКС (вторичных), образуя сеть ЗКС. Предельная ёмкость сети определяется техническими ограни­чениями коммутационных станций, составляющей для ЦКС — 10 тысяч АС, для ЗКС — 1 тысяча АС.

Основные характеристики системы «ВОЛЕМОТ»

Система могла использовать до 188 дуплексных каналов в диапазоне 330 МГц с разносом между каналами 25 кГц. Обеспечивала соты большого радиуса, одна базовая станция покрывала город и близлежащие районы, это позволяло эффективно обслуживать местности с малой плотностью абонентов. Перемещение между зонами связи происходило без разрыва соединения, имелась возможность передачи цифровой информации и маскировки речи. Мощности передатчиков: 100 Вт база, 5—10 Вт абонентская станция. Абонентские станции по уровню прав делились на 3 категории. 1-я имела полную функциональность, 3-я работала только в зоне своей соты.

ПараметрЗначение
Диапазон частот330 МГц
Режим работыдуплекс
Число каналов всего188
Число каналов рабочих БС4 или 8 фиксированных
Число каналов рабочих АРС1 равнодоступный
Мощность передатчика БС100 Вт
Мощность передатчика АРС10 Вт
Масса БС-8210 кг
Масса БС-460 кг
Масса АРС34 кг
Число абонентовдо 200 в одной соте
Число абонентов в зоне ЦСдо 3000
Число абонентов в зоне каждой ЗСдо 600
Дальность связи АРС—БСдо 30—50 км
АРС — абонентская станция
БС — базовая станция
ЗС — зоновая станция
ЦС — центральная станция

Речевые сообщения системы «ВОЛЕМОТ»

  1. При занятии радиоканала «гудок (номер радиозоны) гудок (сигнал готовности)».
    Абонент может набирать нужный ему номер не дожидаясь конца сообщения. При наборе межгорода не надо ждать сигнала готовности после набора цифры 8.
  2. «Абонент временно недоступен, перезвоните позже» — передается вызывающему абоненту при отсутствии ответа вызываемой АРС. После 5 неуспешных вызовов АРС более не вызывается и вызывающий абонент получает сообщение «Абонент недоступен».
  3. «Абонент временно не обслуживается» — вызываемая АРС закрыта.
    Абоненты в случае закрытия могут позвонить на спецслужбы (01, 02, 03 и т.д.) и в абонентский отдел оператора сети для выяснения причин закрытия.
  4. При попытке вызова несуществующего номера выдается сообщение «Неправильно набран номер».
  5. При вызове через занятый ресурс (отсутствие свободных радиоканалов в радиозоне, отсутствие свободных соединительных линий) вызов ставится в очередь и вызывающий абонент слышит стандартный сигнал ожидания. Если на ресурсе очередь не предусмотрена, то выдается сообщение «Данное направление перегружено». Время нахожденя в очереди ограничено (сейчас от 30 до 90 сек. в зависимости от ресурса).
  6. При вызове абонента, находящегося на связи, или при приходе с ГТС сигнала о занятости абонента (возможно направления) выдается сообщение «Абонент занят».
  7. В системе существует ограничение длительности разговора (типовое 8 минут). Оно может определяться и устанавливаться индивидуально для каждого абонента.
  8. После отбоя соединения по времени собеседник уведомляется об этом сообщением: «Время разговора истекло».

Оборудование

Волемот АС — НН

Производитель: г.Нижний Новгород, Россия
Размеры: 175 х 70 х 204 мм
Вес: 3,5 кг
Количество каналов: до 188
Выходная мощность: до 10 Вт
Чувствительность, не более: 0,8 мкВ
Встроенный интерфейс телефонной линии.
Дополнительно может комплектоваться блоком питания.

Волемот АС — СП

Производитель: г.Молодечно, Белоруссия
Размеры: 205 х 180 х 70 мм
Вес: 2,5 кг
Количество каналов: до 188
Выходная мощность: до 10 Вт
Чувствительность, не более: 0,8 мкВ
Дополнительно может комплектоваться интерфейсом телефонной линии и блоком питания.

Волемот АРС — А

Производитель: г.Сарапул, Россия
Размеры: 210 х 190 х 100 мм
Вес: 3 кг
Количество каналов: до 188
Выходная мощность: до 10 Вт
Чувствительность, не более: 0,8 мкВ
Дополнительно может комплектоваться интерфейсом телефонной линии и блоком питания.

Производители оборудования

Волемот АС — СП
Молодеченский Радиозавод «СПУТНИК».
Адрес: Белоруссия, 222310, г. Молодечно, Минская область,
Великий Гастинец, 67.
Телетайп: 301722 «Маяк», факс: +375 17 735‒55‒79.
Тел. +375 17 735‒50‒94, +375 17 737‒02‒92. E-mail: ZSPUT@mail.ru

Волемот АС — НН
Федеральное государственное унитарное предприятие Конструкторское бюро измерительных приборов «КВАЗАР».
Адрес: Россия, 603022, г. Нижний Новгород, Окский съезд, 2а.
Тел. +7 (831) 266‒67‒30, +7 (831) 266‒67‒60. Факс: +7 (831) 265‒41‒42, +7 (831) 230‒93‒87.
Телетайп: 151440 ШТРИХ. Е-mail: kvazar@kvazar.nnov.ru
http://www.kvazar.nnov.ru
→ 18:44 MSK. Пятница, 22 ноября 2024 г.
    Нашли ошибку? Сообщите вэбмастеру: wеbmаstеr@qrv.su.
◊  О проекте QRV.SU.
 Условия использования материалов сайта.
© При перепечатке материалов ссылка обязательна.
® qrv.ru : 2005 — 2006
® qrv.su : 2008 — 2024
    Построено на mini.aCMS™.
radionet
web-ring: электроника, электронные компоненты и приборы Электроника, электронные компоненты и приборы Случайный Предыдущий Следующий Яндекс цитирования Коллективная радиостанция RK6LZQ радиоклуб Элита Каменск-Шахтинский Коллективная радиостанция RK6LWL радиоклуб Возрождение г. Донецк
free counters