Статьи : Телефония / Радиотелефония / ВоЛеМоТ /Радиотелефонная система ВОЛЕМОТДобавлено пользователем RN6LMR 07.01.2024 в 17:00.
|
С чего начинался «ВОЛЕМОТ»Время идет, растут требования к подвижной связи. На Западе вовсю ведется разработка сотовых систем и начинается их эксплуатация. У нас тоже имелись предложения по видению развития систем подвижной связи для народного хозяйства именно нашей страны — СССР. Так В. М. Кузьмин в декабре 1985 года направил докладную записку с «Предложениями по проведению разработки модернизированных системы и аппаратуры Алтай-3СМ» (С — сотовая) многим адресатам: от всех заинтересованных руководителей ВНИИС до начальников нашего отраслевого Главка и Научно-технического управления Министерства промышленности средств связи СССР. В это время у нас в стране еще не было разрешения на пользование всеми гражданами страны услугами подвижной радиотелефонной связи, поэтому основной целью разработки системы модернизированной системы «Алтай-3СМ» и аппаратуры для нее стали:
При создании системы учитывалось, что она должна будет выпускаться не менее, чем до 2000 года. Конечно, «Предложения...» вызвали интерес, но планы на следующие годы были уже сверстаны, организацией работы заниматься никто не стал, а предложили мне самому найти соисполнителей системы и уже с конкретными планами и сроками рассмотреть возможность финансирования этой разработки. Работы на поприще разработок систем и аппаратуры для народного хозяйства от разработок по специальной тематике отличались отсутствием планомерного долгосрочного финансирования, финансированием по так называемому «остаточному» принципу, что отрицательно сказывается на создании постоянного, крепкого и заинтересованного коллектива разработчиков. В этом случае в сплочении коллектива важно, чтобы целью разработки было не только что-то важное и нужное, но и интересное в плане и идеи, и разработки, и схемотехники, и конструирования, и перспектив в эксплуатации. В поиске и создании коллектива, источников финансирования, заказчиков и прошла первая стадия разработки новой системы. Сложности начались с поиска разработчика коммутационного оборудования (КО). Прошло несколько лет, пока на большом совещании по созданию перспективной системы сухопутной подвижной связи общего пользования не сообщено о системе «Алтай-3СМ» и о сложностях с поиском разработчика коммутационного оборудования. В конце совещания один из присутствовавших всё же высказал готовность взяться за разработку КО. Это был Гинзбург Виктор Миронович, начальник отдела Ленинградского научно-производственного объединения «Красная Заря». Он работал по этой тематике, и у него были большие наработки по темам «Кавказ». Так, наконец, сложился коллектив разработчиков, и началась работа. Следует особо отметить, что начало разработки, разработка, изготовление первой партии аппаратуры, а также ввод в эксплуатацию первой системы «Волемот» (о названии системы будет сказано ниже) — все эти стадии работ совпали с развалом Советского Союза, жесточайшим кризисом 1992 года, «дикой» приватизацией и развалом планового хозяйства и промышленности вновь образованной Российской Федерации. В 1992 году ВНИИС совместно с АО «Интелтех» (Санкт-Петербург) закончил разработку системы «ВОЛЕМОТ», которая могла использоваться как для региональных сетей, так и в качестве транкинговых систем. Первая система «ВОЛЕМОТ» заработала в 1993 году в городе Уссурийск Приморского края. Надо сказать, что эта первая система уже была установлена и введена в эксплуатацию за счет частного инвестора. Позднее, «ВОЛЕМОТ» был запущен в городах Воронеж, Владивосток, Самара и др. Всего эксплуатировалось около 15 базовых станций. «ВОЛЕМОТ» в Самарской области начал функционировать с 1995 года. Были развернуты радиозоны в Самаре (01, 02, 03, 05, 07), Сызрани (08), аэропорте Курумоч (04). В Тольятти также существовала радиозона «ВОЛЕМОТ», однако взаимодействия с оператором системы не было. В начале 2003 года был запущен в эксплуатацию цифровой коммутатор системы «ВОЛЕМОТ», что позволило значительно увеличить скорость передачи информации и появились речевые сообщения. В Воронеже система работала по 2004 год. Эксплуатировало систему специально созданное ООО «Транксвязь» (директор — Пенкина Алевтина Сергеевна). Во многом большую помощь оказали воронежский завод «Электросигнал» (директор — Потапов Николай Александрович), «Воронежсвязьинформ» (генеральный директор — Хаустович Александр Владимирович) и Воронежский НИИ (директор — Борисов Василий Иванович). Базовую станцию разместили на 9-м этаже производственного корпуса ВНИИС, антенное оборудование на его крыше, а коммутационный узел на АТС-33. Система покрывала связью весь город и близлежащие районы, в отдельных направлениях дальность связи доходила до 50 км. Что такое «ВОЛЕМОТ»«ВОЛЕМОТ» — прямое развитие системы «Алтай-3М». Название произошло от городов-разработчиков: Воронеж (ВНИИС), Ленинград (ЛНПО «Красная заря»), Молодечно (радиозавод «Спутник»), Тернополь (Тернопольский радиозавод). Главный конструктор В. М. Кузьмин.«ВОЛЕМОТ» — это территориальная децентрализованная радиально-зоновая система подвижной радиотелефонной связи общего пользования (ЗСПР); система, в которой «зоны» обслуживаются передатчиками базовых станций с большой мощностью и большими радиусами зон обслуживания, устанавливаемыми в центре региона с большой концентрацией населения и народнохозяйственных предприятий. В отличие от своего западного аналога, получившего название «сотовой» системы связи, система подвижной радиосвязи общего пользования «ВОЛЕМОТ» ориентирована не на крупные города и густонаселенные регионы, а на типичную демографическую структуру нашей страны, характеризующуюся сравнительно малой плотностью населения и неравномерным его распределением. Функции системы «ВОЛЕМОТ»Для условий нашей страны ЗСПР «ВОЛЕМОТ», обеспечивающая абонентам практически те же услуги и удобства связи, что и «сотовые» системы, обладала рядом преимуществ перед ними в силу своих технических параметров, выбранных применительно к условиям нашей страны.Система «ВОЛЕМОТ» позволяла удовлетворять потребности радиотелефонной подвижной связи большинства областей страны, включая города (областные центры) с численностью населения до 500—1000 тыс. человек. Систему было целесообразно также использовать для организации ведомственной подвижной радиотелефонной связи крупных народно-хозяйственных предприятий, горнорудных, транспортных и пр. В системе «ВОЛЕМОТ» обеспечивается:
Структура системы «ВОЛЕМОТ»«ВОЛЕМОТ» содержит: центральную коммутационную станцию (ЦКС), зоновые коммутационные станции (ЗКС), если это необходимо, базовые (БС), абонентские радиостанции (АС). Система имеет сотовую структуру и может быть построена таким образом, что зоны радиосвязи, перекрываясь, обеспечивают сплошное покрытие территории или, как показано на рисунке ниже, остаются участки, на которых связь не обеспечивается.В зоне используются от 2 до 60 радиоканалов. ЦКС обычно размещается в зоне с наибольшим количеством абонентов и подключается к телефонной сети общего пользования (ТфОП) и БС. Количество соединительных линий (каналов) между любой БС и ЦКС равно количеству радиоканалов данной БС. Легко заметить, что такая структура сети допустима только при большой концентрации абонентов в центральной зоне и малой в периферийных зонах. Дело в том, что соединения абонентов периферийных зон со стационарными абонентами, находящимися в той же зоне, оказываются излишне «длинными», так как устанавливаются через соединительные линии между БС и ЦКС и далее обратно в свою зону через ТфОП. Если количество абонентов в периферийных зонах велико, то целесообразно обеспечить возможность их непосредственного соединения с абонентами АТС, минуя ЦKC. Это позволяет сократить количество соединительных линий (СЛ) между БС периферийной зоны и ЦКС, а также исключить участие в местных соединениях (в периферийной зоне) ТФОП, которая связывает периферийную зону с зоной ЦКС, для этого предусмотрена установка в периферийных зонах зоновых коммутационных станций (ЗКС). ЗКС подключается к ЦКС и к АТС ТфОП основной зоны. В периферийной зоне с ЗКС соединения абонентов с местными абонентами ТфОП осуществляется через ЗКС и местную АТС, а соединения с абонентами основной и других периферийных зон (если они есть) — через ЗКС и ЦКС. При этом количество СЛ между ЗКС и ЦКС может быть значительно меньше количества радиоканалов зоны, так как весь местный график пропускается, минуя эти СЛ. Кроме того, предусматривается возможность организации между ЗКС и ЦКС до 4-х соединительных линий, которые включаются в ЦКС на правах радиоканалов, занимая канальную емкость ЦКС. В ЗКС для подключения таких линий предусмотрены специальные комплекты магистральных каналов. «ВОЛЕМОТ» позволяет создавать сети, имеющие центральную и до 15 периферийных зон с ЗКС или без них. Общее количество радиоканалов в сети без ЗКС не должно превышать канальной емкости ЦКС — 89 радиоканалов (половина общего числа 188 дуплексных радиоканалов). Установка в периферийной зоне ЗКС позволяет организовать до 19 радиоканалов, заняв 2—4 канальных ввода ЦКС для подключения ЗКС, т.е. установка в периферийных зонах ЗКС позволяет увеличить общее количество радиоканалов в сети с 89 при простейшей схеме сети до 345 (60 каналов в центральной зоне, по 19 каналов в 15 периферийных зонах при 2 СЛ между ЦКС и ЗКС). При этом естественно предполагается использование радиоканалов с одинаковыми частотами в территориально разнесенных зонах сети. Для организации связи в регионах с низкой абонентской плотностью в системе, кроме периферийных зон при ЦКС (первичных), предусмотрена возможность организации до 7 периферийных зон при ЗКС (вторичных), образуя сеть ЗКС. Предельная ёмкость сети определяется техническими ограничениями коммутационных станций, составляющей для ЦКС — 10 тысяч АС, для ЗКС — 1 тысяча АС. Основные характеристики системы «ВОЛЕМОТ»Система могла использовать до 188 дуплексных каналов в диапазоне 330 МГц с разносом между каналами 25 кГц. Обеспечивала соты большого радиуса, одна базовая станция покрывала город и близлежащие районы, это позволяло эффективно обслуживать местности с малой плотностью абонентов. Перемещение между зонами связи происходило без разрыва соединения, имелась возможность передачи цифровой информации и маскировки речи. Мощности передатчиков: 100 Вт база, 5—10 Вт абонентская станция. Абонентские станции по уровню прав делились на 3 категории. 1-я имела полную функциональность, 3-я работала только в зоне своей соты.
БС — базовая станция ЗС — зоновая станция ЦС — центральная станция Речевые сообщения системы «ВОЛЕМОТ»
ОборудованиеВолемот АС — ННПроизводитель: г.Нижний Новгород, Россия
Размеры: 175 х 70 х 204 мм Вес: 3,5 кг Количество каналов: до 188 Выходная мощность: до 10 Вт Чувствительность, не более: 0,8 мкВ Встроенный интерфейс телефонной линии. Дополнительно может комплектоваться блоком питания. Волемот АС — СП Производитель: г.Молодечно, Белоруссия
Размеры: 205 х 180 х 70 мм Вес: 2,5 кг Количество каналов: до 188 Выходная мощность: до 10 Вт Чувствительность, не более: 0,8 мкВ Дополнительно может комплектоваться интерфейсом телефонной линии и блоком питания. Волемот АРС — А Производитель: г.Сарапул, Россия
Размеры: 210 х 190 х 100 мм Вес: 3 кг Количество каналов: до 188 Выходная мощность: до 10 Вт Чувствительность, не более: 0,8 мкВ Дополнительно может комплектоваться интерфейсом телефонной линии и блоком питания. Производители оборудованияВолемот АС — СПМолодеченский Радиозавод «СПУТНИК». Адрес: Белоруссия, 222310, г. Молодечно, Минская область, Великий Гастинец, 67. Телетайп: 301722 «Маяк», факс: +375 17 735‒55‒79. Тел. +375 17 735‒50‒94, +375 17 737‒02‒92. E-mail: ZSPUT@mail.ru Волемот АС — НН Федеральное государственное унитарное предприятие Конструкторское бюро измерительных приборов «КВАЗАР». Адрес: Россия, 603022, г. Нижний Новгород, Окский съезд, 2а. Тел. +7 (831) 266‒67‒30, +7 (831) 266‒67‒60. Факс: +7 (831) 265‒41‒42, +7 (831) 230‒93‒87. Телетайп: 151440 ШТРИХ. Е-mail: kvazar@kvazar.nnov.ru http://www.kvazar.nnov.ru [ Все статьи ]
|